Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Амазис – Аорист

     

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ

(греческое учение о человеке). Понятие Антропология в современном значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в современном и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной Антропологии, исходящей из систематического наблюдения и сравнительной анатомической классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал всё многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались Антропологией не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологических позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя.

Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Главное внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследственных факторах и влиянии климатических условий, но и в различных укладах жизни народов.

В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удалённым народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографическую картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их национальной принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда не делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психических особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психической примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологической приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Юг северные народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, то есть прирученные животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологическую конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологические черты (например, что причина телесных различий между представителями северных народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями южных народов — астральные и атмосферные влияния).

Изображения человека в греческом искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографической анатомии тела. При этом типичные и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщённая благородная греческая личность. Римские ученые не внесли в Антропологию каких-либо кардинально новых знаний. Богатейший и единственный в своем роде материал о народах и расах, объединённый под властью Рима, не был научно осмыслен. Древнегреческое утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологическому признаку.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru