, восходит своими корнями к началу эллинизма и представляет собой явление, возникшее в области языковой грамматики и филологии. После смерти Александра Македонского, когда достижения в области культуры 5 — 4 веков до нашей эры принято было считать за образец, в Александрии и Пергаме возникла тенденция к филологической обработке литературного и особенно поэтического наследия.
Лексикографические и грамматические исследования, а также связанный с издательской деятельностью александрийских грамматиков выбор «лучших из лучших» греческих авторов (так называемый Александрийский канон) привели к тому, что аттические авторы 5 — 4 веков до нашей эры были возведены в ранг образцовых; лексический арсенал и стилистика приобрели нормативную значимость. Подражание аттическим образцам стало принципом стилистики. Это повлекло бесплодную канонизацию литературного языка, вследствие чего он перестал быть живым, развивающимся общенародным греческим языком (койне), который возник в начале эллинистического периода и лег в основу средне-греческого языка.
Свою теоретико-программную форму Аттицизм приобрел в период противоборства с риторическим стилевым направлением азианизма, в I веке до нашей эры, когда в Риме усилился интерес к греческой риторике. В противоположность «больному» азийскому стилю Аттицизм стремился к «здоровой», то есть простой и ясной, манере изложения, которую пытался приобрести с помощью кропотливого изучения и заимствования языка классических аттических ораторов, в особенности Лисия.
Своей вершины в греческой филологии Аттицизм достиг в конце 1 века до нашей эры в творчестве Дионисия Галикарнасского. В римскую манеру речи Аттицизм проник около 50 до нашей эры вследствие греческого влияния в качестве контртенденции по отношению к азийскому стилю Гортензия и других ораторов. Проводниками Аттицизма являлись так называемые «молодые аттики». Стилистическое противоборство между азианизмом и Аттицизмом в римской речи во времена Цицерона было продолжено в видоизменённой форме в 1 веке императорской эпохи. Конфронтация современного стилистического направления и архаического привела в 2 веке нашей эры к возникновению архаизма в римской литературе, главным представителем которого являлся Фронтон.