, также Афина Паллада (дева), вечно девственная богиня (Афина Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах), дочь Зевса.
Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метилу, беременную Афиной. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на восточном фронтоне Парфенона). Существует мнение, что Афина как божество имеет догреческое происхождение. В частности, её воинственный характер и снаряжение — шлем, копьё, щит и эгида — заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, то есть из той эпохи, к которой примыкал раннегреческий культ Афины.
Победив в споре с Посейдоном, Афина стала покровительницей афинского народа и даровала ему священное дерево — маслину (изображение на западном фронтоне Парфенона). Как Афина Полиада она покровительствовала и другим городам (например, Приене) и почиталась как богиня-победительница (например, в Пергаме). Афина принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греческим героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). Афина покровительствовала также развитию ремёсел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума Афина покровительствовала наукам (статуя Афины из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). Афина передала людям искусство строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг.
Функции, которые исполняла богиня, отражали общественный и социальный статус ее почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремесел. В период правления Перикла произошло её превращение в богиню мира (например, статуя Афины Лемнии). Её культовыми животными были сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а священным деревом — маслина.
В Риме с Афиной отождествляли Минерву. Афину, как правило, изображали в виде суровой и величественной девы в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. От знаменитого культового изображения Афины — покрытой слоновой костью и золотом гигантской статуи работы Фидия, сделанной в 30-х годах 5 века до нашей эры и стоявшей в Парфеноне на Афинском акрополе,— сохранился ряд копий и реплик (например, статуя Афины из Пергама, голова Афины в Копенгагене, гемма Аспасия и другие). Статуя Афины Лемнии, также выполненная Фидием и установленная на Афинском акрополе в начале 2-й половины 5 века до нашей эры, отождествляется с сохранившимися до наших дней фрагментами статуи, наиболее выразительные из которых хранятся в Дрездене и Болонье (голова). На ней Афина представлена в облике умиротворяющей богини, олицетворяющей тогдашний миролюбивый политический курс Афин. Многочисленные статуи Афины 5 и 4 веков до нашей эры отражают стремление Афин и возглавляемого ими союза восстановить прежние позиции. Пергамский ренессанс образа Афины в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классическому наследию (изображение Афины на фризе Пергамского алтаря).
Об Афине — живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса «Паллада и Венера».