Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Гнома – Гуттен

     

Греческая литература

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

. Является древнейшей в Европе. Греки создали множество литературных форм и жанров, которые под греческими названиями стали образцом для всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика). Они заложили основы для большинства научных дисциплин (философии, филологии, естествознания, медицины, музыки). Древняя высокая культура Востока сыграла при этом немаловажную роль в качестве побуждающего стимула.

Период с древнейших времен до Персидских войн (примерно до 480 до нашей эры). Древнейшая поэзия (рабочие песни, гимны богам, лирические стихи, декламируемые в радости и печали, повествовательные стихи о богах и героях) не сохранились. Вершиной ранней эпической поэзии являются «Илиада» и «Одиссея», которые связываются с именем Гомера (8 век до нашей эры). Они являлись венцом эпических традиций, длительное время сохранявшихся бродячими декламаторами (рапсодами). Эпос Гомера — аристократическая поэзия. Все другие виды эпоса, позднее сведенные в так называемый эпический цикл (круг), утрачены, не считая отдельных фрагментов. Они включали легендарные сказания о Фивах и особенно о Трое. Около 700 до нашей эры жил Гесиод, первый поэт Европы, который писал о своей судьбе. Из героического эпоса он заимствовал гекзаметр для своих крестьянских и теогонических поучительных стихов, сделав его традиционным для дидактической поэзии. В 7 и 6 веках до нашей эры Каллин, Тиртей, Солон и Феогнид в поэтической форме призывали сограждан к совместным действиям, привлекали их внимание к насущным проблемам своего времени, например к социальной борьбе между классами. О личных чувствах и судьбе писали Архилох, Мимнерм, Гиппонакт, Семонид, Анакреонт. Центром лирики в узком смысле слова стал остров Лесбос, представителями мелической поэзии (melos — песня в сопровождении лиры) были Алкей и Сапфо (около 600 до нашей эры). Хоровое пение было особенно развито у дорийцев (Алкман в Спарте, Стесихор и эпизодически Вакхилид на острове Сицилия). Высшего художественного уровня достигла лирика Пиндара. Ионийские греки в Малой Азии внесли решающий вклад в развитие как поэзии, так и прозы. Расширение географических познаний, экономический расцвет и восприимчивость ко всему новому привели в малоазиатской Ионии к развитию науки (Фалес, Гекатей из Милета). Иония заложила основы развития философии (ионическая натурфилософия). Древнейшие писатели-историки, так называемые логографы, занимались в том числе местной историей, насыщенной мифографией и рассказами.

От Персидских войн до потери независимости (480—338 до нашей эры). После Персидских войн центр хозяйственной, культурной и политической жизни переместился на материк. Афины развивались как морская и торговая держава, приняв политическое руководство в стране, стали центром в духовной и культурной сфере. Значительнейшим достижением этой эпохи стало создание трагедии и комедии из дифирамбов. Фриних (около 500) и Эсхил вынесли на сцену материал, связанный с Персидскими войнами. На невиданную прежде высоту подняли трагедию в Афинах три великих трагика античности (Эсхил, Софокл и Еврипид). По сравнению с этими мастерами другие трагики того времени отступили на второй план. Еврипид, который в значительной степени испытал влияние греческого просвещения, предвосхитил черты буржуазной драмы. Комедия возникла из пения комоса, веселых стихийных процессий в честь Диониса. Так называемая древняя комедия, используя средства сатиры, вступила в политической, мировоззренческой и литературной дискуссии (Кратин, Эвполид, Аристофан). В «Плутосе» великого греческого комедиографа Аристофана совершился переход к так называемой средней комедии. Она сформировалась в процессе упадка афинской демократии в 4 веке до нашей эры и отказалась от политических тем. В прозе в эту эпоху были созданы непреходящие образцы мировой литературы. Софистика с середины 5 века проникла во все области науки и философии, оказала особое влияние на систему образования. Ее целью было воспитание людей, способных к успешной хозяйственной и политической деятельности. Этой цели служила риторика, так как в афинской демократии умение убедительно говорить в суде или народном собрании было необходимым. Крупнейшими софистами были Протагор, Продик и Горгий. Большинство представителей аттического красноречия (Лисий, Исей, Гиперид, Исократ, Эсхин, Демосфен) ставили свои речи на службу политическим целям. Первое историческое сочинение в европейской литературе принадлежит Геродоту, который создал историю Восточного Средиземноморья и Персидских войн. Современную историю разрабатывал крупнейший греческий историк Фукидид (Пелопоннесская война). Философ Сократ не оставил после себя никаких сочинений, однако через своих учеников он оказал существенное влияние на греческую философию. Философские сочинения Платона, чаще всего составленные в форме диалогов, классически правильным языком, являются одновременно литературными произведениями. Аристотель создал актуальную на многие столетия систематику науки, частично — научную терминологию.

Эллинистический период (338—168 до нашей эры — до покорения Греции Римом). В государстве Александра Македонского влияние греческой культуры распространилось на Восток, который в свою очередь усиленно воздействовал на духовную жизнь Греции. Литература и искусство особенно процветали при дворах диадохов, прежде всего Птолемеев. В ходе углубления различий между «образованными» людьми и народными массами литература стала обращаться только к узкому кругу знатоков. Александрия стала мировым центром науки и искусства (мусейон и значительнейшая библиотека древностей). Сюда стекались многие ученые и поэты — «александрийцы». Другими центрами литературного творчества были Родос, Пергам и Антиохия в Сирии. Афины оставались ведущим центром философии, где шли жаркие споры между сторонниками идеализма и рационалистического мировоззрения (Эпикур). Так называемая новая комедия ознаменовалась начавшимся еще в средней комедии поворотом от политической тематики к бытовой. Афинянин Менандр считается мастером неполитической комедии. Она стала образцом для комедий нового времени. Поэтические произведения этого времени отличаются широкой эрудицией, так как поэты были зачастую и учеными (Эратосфен, Филит, Каллимах — крупнейшие поэты своего времени). Поэмы часто пишутся для придворного круга, но в них отражается и «народная жизнь» в реалистическом или романтическом духе. Своеобразные черты натурализма проявляются в миме, литературной форме, сохранившейся с 5 века до нашей эры (Софрон), которая вновь возродилась (Феокрит, мимиямбы Геронда). Буколики (пастушеская поэзия) как новый жанр основаны Феокритом в его идиллиях. С ними связана романтическая тоска по сельской простоте и отвращение к городской культуре. Они стали образцом для европейской пасторальной поэзии. В литературном споре против Аполлония Родосского, выступавшего за большой эпос, героические поэмы в стиле Гомера, Каллимах и его единомышленники высказались за малую форму эпоса — эпиллии. В прозе центральное место заняли служившие практическим целям специальные сочинения во всех областях науки — по медицине (Герофил, Эрасистрат), математике (Евклид, Архимед), физике (Стратон из Самоса), географии — чему в значительной степени способствовали походы Александра Македонского (Неарх, Мегасфен), механике (Герон), астрономии (Аристарх из Самоса). Особыми достижениями ознаменовалась эллинистическая, прежде всего александрийская, филология, ученые собирали и комментировали материал (начала лексикографии, научной грамматики), предметом изучения был также фольклор (поговорки, легенды и так далее). Авторы исторических описаний под влиянием походов Александра Македонского обратились к истории других народов (Берос, Манефон). В риторике Гегесий положил начало азианизму. Представители разных философских школ посредством новых литературных форм (диатрибы, философские письма) стремились к установлению контакта с широким кругом неспециалистов.

Греция под римским господством (со 168 до нашей эры до византийского времени). После покорения Греции Римом началось интенсивное проникновение греческого культурного богатства в пределы римского государства. Побежденные греки стали учителями победителей. Греческие писатели часто переселялись в Рим. Афины и Родос оставались центрами философии и риторики. Удовлетворению духовной потребности широких слоев населения в чтении служила проза в форме бесед (Лукиан), басен (Бабрий) и так называемой пойкилографии (пестрого писательства). Это основанное в начале 2 века до нашей эры Фаворином направление объединило в себе интересные культурно-исторические и естественнонаучные заметки (Афеней, Элиан). Народные романы (приключенческие или любовные) отражали жизнь низших слоев народа в реалистическом или романтическом духе и пользовались большой популярностью (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахилл Татий); Лонг соединил в своем произведении форму романа с пастушеской поэзией. Риторика по-прежнему влияла на все литературные жанры. Возникший во 2 веке до нашей эры аттицизм, который в противовес разговорному койнэ и азианизму перешел к классическому аттическому наречию, во времена Адриана, почитателя греческой культуры, перерос в архаизм. Подобно софистике, в классическую эпоху способствовавшей общему образованию, со 2 века нашей эры со сходными претензиями выступила так называемая вторая софистика, основанная на риторике. Софисты переходили из одной местности в другую в качестве странствующих ораторов (преимущественно выступая на празднествах) и воспитывали молодежь (Дион Хризостом, Герод Аттик, Элий Аристид, Либаний). Историческая наука этого периода славилась своими знаменитостями. Современную историю писали Полибий, Иосиф Флавий, Диодор (всемирная история); к римской истории обратились Дионисий Галикарнасский, Аппиан и Дион Кассий. Исторический труд Арриана — важнейший источник сведений о походах Александра Македонского. Естествознание развивалось благодаря трудам Страбона в области географии и этнографии, Павсания — в области истории культуры и искусства. Клавдий Птолемей обобщил астрономические знания, медицине посвятил себя Диоскурид (в особенности изучению лекарственных веществ). Гален обобщил в своем труде достижения медицинской науки. Обобщающими были также труды по грамматике и языкознанию (Дидим, Гесихий). Значительное влияние на развитие философии оказывали представители средней Стои — Панэций и Посидоний. Плутарх и Эпиктет распространяли философское богатство мысли в своих популярных этических сочинениях. Неоплатонизм, оформленный Плотином, в значительной мере воздействовал на возникающую христианскую философию. Со 2 века распространяется христианская литература, так как появилась необходимость защищать эту религию в апологетических сочинениях. Одновременно христианские церковные деятели были вынуждены включиться в дискуссию по проблемам языческой философии. Они приняли формы нехристианской литературы и поставили её на службу своим целям (Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Василий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). Литература, написанная на греческом языке в последующие времена вплоть до 1453, называется византийской, с 1453 по настоящее время — новогреческой.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru