Словарь античности клуба ЛИИМ

ПОИСК ПО СЛОВАРЮ

 

ГЛАВНАЯ

 

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Арт-салон

Муз-салон

Конференц-зал

ПОИСК В КЛУБЕ ЛИИМ

ПРИСТРОЙКИ:

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Дороги

Словарь античности

     
 

ДОРОГИ (латинское stratum — мостовая). Уже в государствах Древнего Востока и на Крите имелись мощёные проезжие Дороги с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служившими также мостами. В Греции Дороги известны с микенских времен. В Египте Дороги были в первую очередь подъездными путями к крупным святилищам.

Улицы греческих городов представляли собой узкие, извилистые Дороги, круто поднимающиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Дорог — улиц, пересекающихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей. В греческих городах Дороги, особенно на крутых подъёмах, были замощены (за счёт владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днём оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Дороги, имели названия либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма.

Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Дороги. В 312 до нашей эры Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Дорога была продолжена до Брундизия. Все римские Дороги постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена специальной коллегии (латинское Quattuorviri viarum curandarum — коллегия четырёх мужей для надзора за дорогами).

Во времена Империи Дорогами государственного назначения ведал специальный прокуратор. Строительство Дорог в покоренных областях служило военно-политическим целям — вдоль таких Дорог романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть римских Дорог (с побочными ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела длину около 80 тысяч километров. Для путешественников имелись дорожные путеводители и перечни Дорог. Достижения римлян в строительстве Дорог не были превзойдены в течение полутора тысяч лет. Это касается как искусства выбора трассы будущих Дорог, так и их соответствия условиям почвы и строительного материала (шоссе: латинское via calceata — Дорога с покрытием; тракт: латинское via strata — грунтовая Дорога). В техническом отношении римляне стремились строить Дороги с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Дороги римлян. С 15 до нашей эры было проложено по меньшей мере 9 таких Дорог. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим только для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и три перевала Тауер пересекались оживленными проезжими Дорогами. Особым достижением стало превращение древнеегипетского караванного пути в римскую Дорогу, пересёкшую пустыню от Антинополя до Красного моря. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по римской трассе. Римско-германские Дороги сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кёльне. На некоторых Дорогах взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Дорогами пользовались бесплатно.

 
     

Словарь античности - Дл

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я

В начало страницы

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.