Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Евангелие – Журавель

     

Женщины

ЖЕНЩИНЫ

. Во времена некоторых догреческих средиземноморских культур, в Египте и крито-минойской культуре, Женщины занимали высокое место в обществе, следы этого сохранились в Карий и Ликии. В архаическую эпоху в Греции Женщины, как это видно из гомеровского эпоса (в частности, «Одиссеи»), пользовались относительной самостоятельностью. В классическую эпоху ситуация в этом отношении складывается менее благоприятно, однако можно отметить существенные различия в положении Женщин между отдельными полисами. В Афинах жизнь как молодой девушки, так и замужней женщины протекала почти исключительно дома. Они не имели практически доступа к образованию и общественной жизни. Только гетеры, обладавшие в большинстве случаев известным уровнем образованности, могли поддержать беседу с мужчинами и определённым образом вызвать их духовный подъём.

Общая ситуация вызывала пренебрежительное отношение к браку и презрительные высказывания о Женщинах выдающихся поэтов и философов. В правовом отношении положение Женщин также было менее благоприятно, чем положение мужчины, например Женщина не могла распоряжаться своим имуществом. В области религиозной жизни, прежде всего в мистериальных культах, Женщины пользовались определённым равноправием, в частности они могли быть жрицами. В Спарте положение Женщины было значительно свободнее, чем в Афинах. Воспитание девочек было сходно с воспитанием мальчиков, этому способствовало прежде всего внимание к их физическому развитию (занятия спортом). Замужние женщины занимали видное положение в своём доме, выступая в качестве госпожи (kyria), они имели право распоряжаться своим имуществом. В эллинистическую эпоху самостоятельность Женщин заметно возросла. Этому способствовало развитие взглядов некоторых философских направлений, прежде всего Стой, провозглашавших равноправие мужчин и женщин. В это время были созданы и более благоприятные условия для получения Женщинами образования. Экономически Женщины также стали во многом более самостоятельными. Они могли приобретать многие профессии. Так, существовали актрисы, певицы, поэтессы, врачи и спортсменки. Женщины среднего сословия часто работали рядом со своими мужьями, овладев навыками их ремесла. Наёмного женского труда не существовало (хотя среди рабов были Женщины). В числе выдающихся гречанок известны поэтесса Сапфо и супруга Перикла Аспасия.

В Риме уже во времена Республики Женщины занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, как хозяйки дома (domina) они обладали некоторой самостоятельностью. Участие римских Женщин в общественной жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государственном культе: весталки пользовались в римском обществе большим уважением. Постепенно становилось всё более благоприятным и их правовое положение. Во времена Империи права Женщин почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины из высших слоёв оказывали заметное влияние на политическую жизнь общества (Октавия, Ливия). Женщинам разрешалось вступать в брак по собственной инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Женщины из низших слоёв общества при конкубинате с мужчинами из высших слоёв могли подняться в своём социальном положении. Во времена Империи обнаружился повышенный интерес Женщин, в особенности из высших слоёв общества, к литературе, искусству, даже к изучению истории и философии.

Положение Женщины снова ухудшилось в позднеантичное время в связи с распространением христианства, хотя именно Женщины способствовали его признанию. В течение раннего христианства Женщины были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее под влиянием иудаизма их участие было ограничено. Женщины не могли быть рукоположены в священники, по всей вероятности, их влияние на общину ограничивалось благотворительностью: они могли стать только диаконисами. Известную независимость от опеки мужчин принесло Женщинам отшельничество: они могли становиться монахинями и даже аббатисами. Однако замужние Женщины могли посвятить себя лишь домашнему хозяйству. В сравнении с римским временем свобода их общественных занятий оказалась сильно урезанной, хотя их правовое положение до юстиниановского времени едва ли изменилось. Постепенно под влиянием Востока распространилось воззрение о неполноценности Женщины. Это нашло своё выражение в законодательстве (например, в законе о разводе), а также в общественном мнении. Браки вновь стали заключаться только с согласия родителей невесты. В области политики себя проявили лишь немногие Женщины, например Пульхерия, сестра императора Феодосия II, его жена Евдоксия и в особенности супруга императора Юстиниана I Феодора. Хотя в целом уровень женского образования, если не принимать во внимание некоторых Женщин из высших слоёв, был крайне невысоким, однако история знает примеры жизни высокообразованных Женщин, таких, как философ Ипатия и уже упоминавшаяся Евдоксия.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru