(от латинского classicus — первоклассный, образцовый). Обозначение исторической эпохи, а также определённой эстетической нормы. Ещё Авл Геллий (2 век нашей эры) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в литературных произведениях. Уже в эллинистическое время достижения предшествующей эпохи (5—4 веков до нашей эры, теперь её принято называть классической) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности всё больше канонизировались и всё чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой Классики (3-я четверть 5 века до нашей эры; время создания Парфенона), поздней (последняя четверть 5 века до нашей эры) и ранней Классики (2-я четверть), а также 4 век до нашей эры.
Характерной чертой изобразительною искусства и архитектуры классической эпохи является пондерация, то есть сбалансированность сил, действующих внутри художественной системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художественный принцип отразил равновесие различных слоёв полноправных граждан в жизни демократических полисов. Те же принципы действовали в литературе, специфически отражающей структуру общества, например, в аттической трагедии, где ведутся поиски равновесия — особенно нарушаемого катаклизмом между индивидуальным и общественным, собственным и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классическим образцам уже в эллинистическую эпоху (3—1 века до нашей эры) приводит к формированию классицистических, эклектических течений (например, неоаттицизм).
Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классическому наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в общественной жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистические течения приобретали всё большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общемтва к Классике и классицизму.
Французский гуманист Г. Буле (умер в 1540) начал отделять классическую греческую и римскую древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «Классика», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «Классика» и Винкелъман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «Классика» расширился; Классикой стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «Классика» отождествилось с понятием «норма». В английском и французском искусстве «классическим» считается 17 век, в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 веке, особенно во времена Гёте. Ботатство античных идей и форм постоянно подвергалось критическому анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались литературные шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов; Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гёльдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гёте и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом утовлетворявших эстетическим требованиям, предъявляемым классиками к художествнноик произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрываюшего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связпно с эпохами подлинного общественного протресса.