Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Клавдиан – Колхида

     

Классическое наследие

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

. О наследовании античной классики можно говорить уже применительно к древности, с того момента, когда культура прошлого стала восприниматься как объект подражания, требующий сохранности, то есть начиная с эллинизма. Во время походов Александра Македонского греки продвинулись далеко на Восток. Мнотие из них впоследствии осели в Египте и малоазийских государствах диадохов, сохранив память о национальном своеобразии эллинской кулыуры. Свидетельством этому служит основание крупных общественных библиотек в Александрии (около 280 до нашей эры), Пергаме (около 180 до нашей эры), Антиохии и Селевкии, где в качестве библиотекарей работали учёные, стремившиеся сохранить достояние прошлого. Учёность отличает также поэтическое творчество Каллимаха, Эратосфена, Феокрита, Арата и других авторов того времени. В искусстве развивается архаизирующая тенденция, стремление подражать «древностям». В Риме с середины 2 века нашей эры греческая и эллинистическая философия, естествознание, искусство воспринимались как классика, при этом собственное культурное прошлое часто отодвигалось на второй план. В области права сохранились древнеримские установления, в религии — римская обрядность; главные боги римского пантеона были приравнены к греческим богам. Среди философских учений Греции наиболее близким к римским условиям оказался стоицизм, своих приверженцев нашло также учение Эпикура. Комедии Плавта и Теренция, написанные под воздействием новоаттической комедии, в первую очередь Менандра, произведения Горация и Овидия, эпос Вергилия, Стация и Лукана, трагедии Сенеки, сатирические произведения Петрония, Персия, Ювенала, речи и философские трактаты Цицерона, исторические сочинения Ливия, Цезаря, Саллюстия, Светония и Тацита стали классическими источниками для литературы последующих веков.

Древнегреческое искусство также дало классические образцы. Так, существуют многочисленные мраморные копии греческих бронзовых статуй, римско-кампанская настенная живопись во многом восходит к греческим оригиналам. Итогом длительного развития науки явилось создание во 2 веке нашей эры обобщающих трудов Галена в области медицины; Клавдия Птолемея в области географии, астрономии и астрологии; в 3 веке - трактата Диогена Лаэртского о греческих философах и их учениях. Зарождение и развитие христианства в конце 1 начале 2 века не означало полного разрыва с традицией. Не только Евангелие от Иоанна, переосмысливающее эллинистическое учение о лотосе (как оно представлено главным образом в трудах Филона Александрийского), но и три синоптических Евашелия были составлены на греческом, а не на арамейском языке. Хотя христианские теологи первых веков в большинстве своём враждебно относились к языческой мудрости, тем не менее христианство ассимилировало существенные черты философии Стои (в основном через концепцию Сенеки Младшего) и в ещё большей степени учение Платона (в том виде, который был придан ему неоплатониками 3 века Аммонием Сакком и Плотином). Особенно активно процесс усвоения философских категорий христианским учением происходил на Востоке (Ориген, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). Античная риторика также нашла применение в христианской теологии; античная образованность крупнейших представителей латинской патристики (Лактанция, Амвросия, Иеронима, Августина) сильнейшим образом сказалась в их сочинениях как на формальном, так и на содержательном уровнях. Значительные последствия имело основание Бенедиктом Нурсийским в 529 монастыря в Монте-Кассино, устав которого, помимо обязательного физического труда, предусматривал переписывание книг, сначала только церковных, позднее — по-видимому, под воздействием опыта монашеской общины в Виварии, организованной Кассиодором,— и книг античных авторов. В течение двух следующих веков бенедиктинские монастыри стали возникать на территории Франции, Ирландии, Шотландии, Германии. В наиболее глухих районах монахам вменялось в обязанность переписывать сочинения по животноводству, землепашеству, фармацевтике, медицине для распространения практик, знаний в народе. В монастырских школах в низших классах преподавалась «Грамматика» Доната; изучение «семи свободных искусств» опиралось на энциклопедические своды знаний, такие, как «О бракосочетании Меркурия и Филологии» Марциана Капеллы (около 450), «О природе вещей» Боэция, трактат с тем же названием Исидора Севильского. Логика была представлена аристотелевскими «Категориями» и «Герменевтикой» («Об истолковании») в латинском переводе, «Введением» Порфирия к «Категориям» и неоплатоническими комментариями к этим сочинениям (чаще всего - Боэция), а также платоновским «Тимеем» в переводе Халцидия. По трудам Боэция, чей трактат «Утешение философией» создал ему репутацию христианина, изучались арифметика, музыка, астрономия, в круг этой последней дисциплины были введены такие произведения, как «Явления» Арата и «Об астрономии» Гигина, так как они использовались при исчислении подвижных праздников.

Церкви и монастыри стали центрами духовной жизни на фоне общего культурного оскудения, вызванного мощным протестом переселения нарородов. Лишь после зпохи Меровингов в период правления Карла Великого, началось возрождение (так называемый каролингский Ренессанс) во многом стимулированное деятельностью Алкуина в придворной школе. Поздней античности здесь отдавалось предпочтение перед античностью классической. Хранящиеся в придворной библиотеке сочинения других авторов, часто в единственном экземпляре, образцовые с ячыковои точки зрения, предлагались учащимся для переписывания. В придворной школе отрабатывались принципы, послужившие основой для школьной реформы в Империи. Важное значение имела реформа в области письма, заменившая национальные типы буквенного написания так называемым каролингским минускулом, которому позднее, в 15 веке, гуманисты ошибочно приписали древнеримское происхождение, введя его в употребление в типографском и рукописном вариантах — под наименованием «антиква», сохранившимся до наших дней. Латинская средневековая литература унаследовала от античности отчасти преобразовав их, многие литературные приёмы и жанры. Античные произведения задавали форму, которая теперь наполнялась новым содержанием. Так, Эйнгарт в «Жизни Карла Великого» ориентировался на Светониевы биографии, автор поэмы «Вольтарий» - на Вергилия, Гросвита Гандерсгеймская в своих житийных драмах на Теренция (причём эти драмы были призваны заменить сочинения латинского комедиографа, достаточно читаемого в женских монастырях). Гораций повлиял на средневековье в основном своими сатирами и посланиями («Амарций», «Бегство пленника»). Главной фигурой античности для высокого средневековья был Овидий: в частности, создавались виртуозные подражания его произведениям. Под сильным влиянием Овидия находились ваганты (например, Архипиита). Многие античные произведения толковались средневековьем в духе христианского аллегоризма («IV эклога» Вергилия, апокрифическая переписка Сенеки Младшего с апостолом Павлом, а также Овидий, Стаций и другие).

Школа высокого средневековья выработала довольно чёткий образовательный канон, обеспечивающий изучение «семи свободных искусств» и включающий наряду с важнейшими римскими поэтами сочинения Саллюстия. Древние авторы, многие отдельные сентенции которых распространились за пределами школы, почитались учителями житейской мудрости.

Начиная с 10 в. отмечается влияние на Западную Европу арабской науки, шедшее через Испанию. Арабы, утвердившиеся в Испании в результате завоевательных религиозных войн, завезли туда большое количество переводов греческих сочинений по естествознанию, математике, астрономии, астрологии, медицине и самостоятельные труды, содержащие дальнейшее развитие идей, заложенных в этих сочинениях. В Испании учится Герберт (умер 1003), который позднее, в сане папы Сильвестра II, продолжал занятия наукой. Итогом оживлённой переводческой деятельности 11-12 веков стало появление на латинском языке почти всех сочинений Аристотеля и комментариев к ним. В области медицины основополагающим явился перевод классического арабского труда, основанного на греческом источнике, сделанный Константином Африканским (умер около 1080). К этому времени относится открытие первых университетов: Салернского, где изучалась главным образом медицина (11 век), Болонского, с преобладанием правоведения (1119), Оксфофрдского (1201) и вскоре затем Парижского. Влияние античной классики сказалось в поэзии - в творчестве таких авторов, как Кретьен де Труа, Бенуа де Сент-Мор, Генрих фон Фельдске. Литература этого периода разрабатывала мифологические сюжеты троянского и фиванского циклов. Творчество трубадуров обнаруживает их знание любовной поэзии Овидия. Крестовые походы (12-13 веков) познакомили Западную Европу с Византией и арабской культурой Малой Азии и Палестины. После прекращения войн сложилось равновесие между Востоком и Западной Европой - ситуация, к которой стремился Фридрих II, привлекавший к своему двору в Палермо среди прочих и арабских учёных. Их влияние во многом определило деятельнсоть Михаила Шотландского. Альберт Великий и Фома Аквинский привили аристотелевскую логику (в её «латинской» редакции) католическому вероучению; Дунс Скот со своей стороны выступал противником интеллектуализма в схоластике, возвращаясь к неоплатонически-августинскому типу философствования. Сходная позиция характерна для мистиков Иоганна Экхарта, Таулера, Зойзе. Учение Фомы Аквинскою составляет философсую основу «Божественной комедии» Даинте. Вожатым Данте в его путешествии по аду, где ему встречаются тени героев греко-римской мифологии - Одиссея, Дидоны, Энея,- был Вергилий. Обращаясь мыслью к веку Августа, Данте мечтает об обновлении Римского государства под равноправной властью императора и папы. Насколько жива была идея римской государственности, свидетельствует восстание Кола ди Риенцо который на посту народного трибуна хотел вернуть Риму былое величие. Петрарка, родоначальник Возрождения, пытался увлечь Карла IV этой идеей. Античность для Петрарки духовная родина, в своих трактатах он воскрешает греко-римскую древность, в стихах использует исторические и мифологические образы античности. Боккаччо был первым комментатором Данте. Его «Декамерон», также насыщенный античными мотивами, стал источником для многих поэтов. Итальянские гуманисты (П. Браччолини и другие) открыли в монастырских библиотеках и дали новую жизнь многим произведениям античных авторов. Первым по времени и самым крупным центром, где велась переписка древних текстов, стала Флоренция (Н. Никколо и другие).

С изобретением книгопечатания (середина 15 века) постоянно растёт число текстологически весьма точных изданий античных сочинений (Первоначально сочинения греков были известны гуманистам в латинском переводе). С 14 века в Италию начинают приезжать греческие учёные из Византии, сначала поодиночке (Мануил Хризолар), затем это явление становится массовым (сьезд греков в Феррару и Флоренцию в связи с собором 1438-1439). Они привозят с собой греческие тексты, преподают греческий язык, который тем самым начинает распространяться в Западной Европе. Для Византии ни приход христианства, ни распад Римской империи не означал разрыва с классической традицией. Лишь после нашествия арабов на Малую Азию, когда были разрушены города с находящимися в них библиотеками, а также в связи с развитием иконоборческого движения в Византии начинается почти двухвековой период духовного оскудения (приблизительно с середины 7 до середины 9 века). В 9-10 веках Фотий и Арефа разворачивают энергичную деятельность по собиранию и переписке уцелевших классических памятников. Созданные таким образом рукописи являются основными источниками (непосредственными или косвенными) для современных критических изданий. В 13—14 веках при династии Палеологов, когда в Византии стали известны древнереческие научные сочинения в арабском переводе, велась работа по обратному переводу этих текстов на греческий язык. Произведения античности, не утраченные к этому времени, сохранились до наших дней. Западный мир получил их, однако, лишь в 15 веке — в латинском переводе. Заново, в неоплатоническом духе, был переведён Платон. Плетон способствовал созданию во Флоренции платоновской Академии, членами которой были Марсилио Фичино (1433-1499), переводивший Платона и Плотина, и Пико делла Мирандола (1463—1494), в круг умственных интересов которого входили занятия Каббалой.

Возрожденческий неоплатонизм органично соединялся с христианством, с этим связано пристальное внимание гуманистов к сочинениям ранних «отцов церкви», приобретшим теперь статус классических. Важное значение имеет первое комментированное издание Нового завета, осуществлённой Эразмом Роттердамским. После выхода второго издания в 1519 Лютер перевёл Библию на немецкий язык. В отличие от Лютера, противника схоластики, испытавшего влияние августинизма, Меланхтон оказал воздействие на университеты как проводник учения Аристотеля. Постепенно схоластика стала уступать позиции новым космологическим и естественнонаучным теориям. Николай Коперник разработал учение о гелиоцентрической системе мира. Своим предшественником Коперник считал пифагорейца Филолая, однако яснее прочерчивается связь его системы с воззрениями Аристарха Самосского и Селевка из Селевкии. Решающее доказательство гелиоцентрической теории, не обеспечивалось в полной мере даже кинематическими расчётами Кеплера, было получено в результате наблюдений с помощью телескопа, построенного Галилеем. Эпоха Ренессанса знаменуется ориентацией разных видов искусства: живописи, архитектуры, скульптуры — на античность. Восприятие Классического наследия в национальных литературах, в особенности в эпохи барокко и классицизма, а также в литературных течениях 18 и 19 веков не представляется возможным описать сколько-нибудь подробно.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru