Словарь античности клуба ЛИИМ

ПОИСК ПО СЛОВАРЮ

 

ГЛАВНАЯ

 

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Арт-салон

Муз-салон

Конференц-зал

ПОИСК В КЛУБЕ ЛИИМ

ПРИСТРОЙКИ:

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

КОМЕДИЯ

Словарь античности

     
 

КОМЕДИЯ (греческое, возможно восходит к komos komaszei - совершать шествие). Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. с 486-го государство взяло на себя постановку Комедии на Великих Дионисиях, а с 442-го до нашей эры - на Ленеях.

Согласно классификации, введённой александрийскими учёными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттическую Комедию.

Древняя Комедия (приблизительно до 400-го до нашей эры) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Своё название Комедии нередко получали по костюмам хора - людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевлённых предметов («Облака»). Актёры выступали в масках и костюмах, причём размеры живота и зада утрировались специальными подушками; вплоть до 4-го века до нашей эры необходимым атрибутом комического костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» древней Комедии относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 Комедий Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актёрские сценки фарсового характера), эксод (уход хора).

Средняя Комедия, от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: главное место в ней занимают пародийно-мифологические темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политической и социальной критики, вследствие чего хор утратил своё значение. Кроме того, исчезли и грубые комические приёмы (фалл и так далее). Наиболее известные представители средней Комедии - Антифан и Алексид.

Новая Комедия (приблизительно с 320-го до нашей эры) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологические темы, затрагивались, по-видимому, и политические вопросы. Возникает определённый круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребёнка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает своё значение. Главные представители новой Комедии - Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики Комедии писал сицилиец Эпихарм (начало 5-го века до нашей эры). Кроме того, существовали фольклорные комические представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Южной Италии (флиаки).

Рим. Комедия возникла в основном из переработки римскими авторами новой и средней аттической Комедии. Представления давались во время многочисленных римских праздников. Фольклорные шуточные представления (ателлана, фесценнины, мим), в которых были сильны мимические и танцевальные элементы, возникли в Италии ещё в древние времена и подготовили восприятие греческой Комедии. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставившему в Риме (240-й до нашей эры) переработку греческой Комедии. Комедия, действие которой происходило в Греции, именовалась паллиатой (palliata - от названия греческого плаща pallium). Вместе с тем возникла Комедия тогата (togata - от названия римской одежды тоги - toga); место её действия - италийская земля. Создателем этой Комедии был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматические произведения, связанные с актуальными политическими проблемами.

Наивысшего расцвета римская Комедия достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греческим оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам римской публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Пьесы Плавта и Теренция дали толчок развитию Комедии в средние века (Гросвит) и в новое время (Шекспир, Мольер). Впоследствии паллиата и тогата утратили своё значение. Их место заняла сначала литературная ателлана, затем мим и пантомима.

В эпоху Августа и в период Империи предпринимались попытки возродить Комедию (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно. Последняя дошедшая до нас римская Комедия, написанная неизвестным автором (4 - 5 века нашей эры),- «Querolus». Античные комедии часто ставятся и сейчас (иногда в современной обработке); опыт таких постановок показывает, что зритель 20-го века живо воспринимает античную Комедию, особенно Аристофана и Плавта.

 
     

Словарь античности - Ком

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я

В начало страницы

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.