Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Кран – Кухонная латынь

     

Культура

КУЛЬТУРА

(греческое paideia, латинское humanitas), совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из главных предметов теоретических дискуссий со времён Первой софистики. Согласно «культурологическому» мифу Протагора, возникновением материальной Культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом Культуры, которую он создаёт, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чём состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом Культуры, а с нею — искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классической древности, отличавший её от Древнего Востока, где, напротив, подчёркивалась беспомощность и зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с «производительными» способностями, направленными на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем «практическую» общественно-политическую деятельность, цель которой совершенное (с точки зрения правящего класса рабовладельцев) общественное устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени Культуры, которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретическом мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя какой-либо практической пользы. Единым классово-обусловленным мерилом всякой человеческой деятельности (кроме ремесленного труда, считавшегося низким) в классической античности являлась paideia — всестороннее гармоничное развитие личности и общества, или humanitas. Поскольку рабы из процесса создания античной Культуры исключались, стало развиваться и обостряться противоречие между Культурой большинства — экономически и политически зависимых свободных людей, то есть свободных лишь наполовину, и Культурой господствующего над ними меньшинства. В Греции этот процесс начался в эпоху эллинизма, у римлян — в период поздней Республики. Таким образом, и в античности сосуществовали две противоположные Культуры, что привело к усилению противоречий между практической культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретической (vita contemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru