(от греческого logos), в античном мире зачастую отождествлялась с диалектикой. Проблемами категорий Логики занимался Парменид, с помощью дизъюнктивного силлогизма стремившийся доказать тождество мыслимого бытия и мысли. Опираясь на это положение и принцип исключенного третьего, он разработал учение, направленное на доказательство несостоятельности с формально-логиической точки зрения диалектического противоречия — внутреннего источника всякого движения, в том числе движения во времени и пространстве. В его понимании кажущееся изменение бытия есть всего лишь субъективная видимость. Его ученик Зенон Элейский вскрыл имеющиеся противоречия в понятиях движения, бесконечности, наименьшей величины с помощью своих «Апорий», способами решения которых по сей день занимаются математические теории.
Сократ и Платон с их диалектическим методом раскрытия понятий, а также Демокрит внесли значительный вклад в дальнейшее развитие Логики. Но подлинным основателем науки Логики считается Аристотель. Поставив перед собой цель опровергнуть заведомо ложные положения софистов и их тезис об отсутствии объективной истины, он заложил основы науки о мышлении, позволяющей отделять истинные аргументы от ложных. Важнейшими сочинениями в своде логических трактатов «Органон» считаются «Аналитики». Аристотель отделил логические формы речи от её содержания и первым начал оперировать таким понятием, как переменная величина. При этом он не отвергал связь между Логикой и действительностью, поскольку его буквенные символы отражали возможное реальное положение вещей. Разработав систему силлогистики, предназначенной для выявления объективной связи между понятиями и суждениями, он заложил основы учения о логическом доказательстве. Благодаря его системе оказалось возможным из 2 посылок (Prämissen) получить истинный вывод (Conclusio).
Если всякое А есть В; И всякое В есть С; То всякое А есть С.
Аристотель первым сформулировал 3 логических закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключённого третьего.
Вслед за Аристотелем разработкой проблем Логики занялись стоики. Аристотелевская силлогистика представляла собой объективные правила, которые независимы от частных конкретных объектов. Например: Все люди смертны; Сократ — человек; Сократ — смертен.
В Логике стоиков основное внимание уделялось изучению простых и сложных высказываний: (Если идёт дождь, то дорога мокрая; Идёт дождь; Следовательно, дорога мокрая.)
Стоики установили виды связи суждений, интерпретируемых современными понятиями конъюнкции и дизъюнкции. Они уменьшили число аристотелевских категорий до 4. Впоследствии разработкой учения о логических доказательствах, и прежде всего аристотелевской силлогистикой, занимались Боэций и схоласты, которые приспособили её к своим целям.