Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Мигдония – Моммзен

     

Миф

МИФ

(греческое), форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе, обществе и личности. В Мифах также находит отражение история познания человеком окружающего мира. Такого рода «познание» неразрывно связано с практикой. Так, мистические акты воздействия на землю при обработке полей (священный брак, фесмофории и так далее), ритуальные танцы и жертвоприношения перед охотой основывались на мифологических представлениях о тогдашнем способе производства. Миф даёт объяснение многим ритуальным действиям людей (например, архаический Миф о Прометее, обманувшем Зевса во время жертвенного ритуала, объясняет древнегреческий обычай приносить в жертву богам именно кости животных, а истоки совершаемого вавилонским царём во время празднеств по случаю Нового года символического обряда мироздания — в Мифе о сотворении Мардуком земли и неба).

В тогдашних условиях Миф представлял собой узаконенный теоретический и практический способ освоения действительности. Специфика такого образного мышления — в очеловечивании природной среды. Природа и общество не отделены в нём друг от друга, так как все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Сверхъестественные существа, в том числе могущественные боги, проявляют чисто человеческие качества, что делает их понятнее и создаёт иллюзию возможности повлиять на их поступки. Дождь, падающий с неба и оплодотворяющий землю, вызывал ассоциацию с половым актом и заставлял предполагать, что с помощью магических действий можно повлиять на бога неба. Позднее приписываемые природным явлениям человеческие качества отделяются от них и принимают какой-либо конкретный образ. Так рождается образ Зевса, антропоморфного бога неба, проникающего к Данае в виде золотого дождя, и Деметры, одной из многих богинь — покровительниц земледелия. Сам факт раздельного существования земли и неба, благодаря чему вообще стала возможной жизнь на земле, трактуется в мифологическом аспекте и объясняется насильственным отделением их друг от друга. Уран соединён браком с Геей и потому прячет своих детей в её чреве до тех пор, пока младший сын Кронос не оскопляет отца и тем самым не разделяет их. У данного Мифа, как и у всех остальных, имеется своя социальная почва (распадение эндогамного коллектива на две экзогамные фратрии). Подобный Миф встречается у различных народов. Это доказывает, что у них на аналогичных этапах социального развития происходили схожие общественные процессы, получившие отражение в Мифах.

Поскольку в большинстве мифов речь идёт о происхождении мира, они выполняют этиологическую функцию и тем самым как бы предвосхищают научную интерпретацию причинно-следственных связей. В понимании Гомера первоосновой всего сущего является океан, в представлении Фалеса — вода; в первом случае речь идёт о мифологическом, во втором — о рациональном понимании действительности.

Ещё одна особенность мифологии как системы мышления — конкретно-чувственная персонификация психических особенностей человека. Эта персонификация рассматривается как некое самостоятельное существо. Все его мысли, чувства и желания кажутся волеизъявлением этого существа — сверхъестественного создания, то есть бога. Такой подход есть результат религиозного мышления создателя Мифа и отражает его стремление познать самого себя. Афродита олицетворяет такое сильное чувство, как любовь, и потому Елена, полюбив Париса, полагает, что это богиня завладела ею, так как она в состоянии аффекта уже не чувствует себя хозяйкой своей судьбы. Момент рационализации особенно ощущается у Еврипида, когда он под воздействием учения софистов выдвигает на первый план психологические мотивы. В его понимании богиня трактуется как своего рода воплощение аффекта и рассматривается в неразрывной связи с психикой человека. Другие эмоции типа нейкос (сварливость) и фобос (страх) также предстают в виде конкретно-чувственных образов. Психика человека целиком подвластна богам. Все его свершения всего лишь результат «божественного дара»; если «дар» ниспослан Мнемосиной, он вспоминает; если же «дар» дают ему музы, на него находит вдохновение, и он занимается художественным творчеством.

Так как мифологическое освоение действительности обусловливает возникновение идеи бога, Миф, религия и искусство сперва не были отделены друг от друга. Это объясняется тем, что, во-первых, последствием такой формы мышления неизбежно является олицетворение природных и социальных элементов в образах богов, а во-вторых, она сама представляет собой способ понимания окружающего мира (Миф). И если мифотворчество используется для обоснования религиозных церемоний — каких-либо специфических обрядов (ритуалов) и культовых действий,— оно неизбежно становится элементом религии. Излишне спорить о том, кому отдать приоритет — Мифу или культу, ибо они, подобно теории и практике, развивались параллельно и влияли друг на друга. В Древнем Риме преобладали культовые действия, в то время как мифотворчество древних греков дало такие же плодотворные результаты, как и происходившее на более высокой стадии развития общественного сознания становление их философского мышления.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru