|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Мигдония – Моммзен
Мифология
- МИФОЛОГИЯ
-
(от греческого mythos — повествование, сказание и logos — слово, учение).
1. Научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы (исследование источников, социальной почвы, смысла).
-
2. Сами эти мифы в их совокупности. Сюда относятся архаические мифы, а также предания, сказки, легенды и так далее. Очень сложно выявить различия между ними, так как они в основном представлены в смешанном виде и неоднократно подвергались модификации. Сказки, видимо, следует рассматривать как повествовательные произведения с установкой на откровенный вымысел, когда логика развития событий, законы природы и конкретные исторические обстоятельства не играют существенной роли. Таким образом, ошибочно предполагать, что сказка представляет собой один из способов объяснения природных явлений или общественных процессов. В сказании об Одиссее широко использованы сюжеты многочисленных сказок о мореплавателях. Многие из них — истории об одноглазых великанах, швыряющих огромные камни, о Кирке и волшебном корне «моли», о сиренах — представлены также в сказочном фольклоре других народов. То же самое можно сказать о таких мифических образах и персонажах, как золотое руно и волшебница Медея. Сказание об Одиссее следует также отнести к категории мифов, имеющих преимущественно историческую основу. В них нашли отражение события, связанные с войнами, деятельностью выдающихся личностей (мифы о героях) и так далее. Поэтому, несмотря на обилие чисто сказочных мотивов, в основе сказания об Одиссее — главным образом исторический материал, относящийся к крито-микенскому периоду. Цари ахейских царств — Геракл, Тесей, Агамемнон, Менелай — представлены в нём в образах героев, что, впрочем, позднее произошло также с такими историческими персонажами, как Дитрих Бернский (Теодорих Великий) и Зигфрид (Арминий?). В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нём образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру. Это позволило писателям использовать его для различного истолкования и творческого осмысления, и некоторые, особенно яркие мифические образы сохранили своё значение вплоть до нового времени (например, Прометей). Если миф теряет ряд своих свойств, он превращается в сказку. Но поскольку специфика как сказки, так и мифа обусловлена именно восприятием слушателей, очень трудно чётко разграничить эти два вида художественного эпоса. Сказка — это миф, утративший своё своеобразие, то есть переставший быть отражением действительности в сознании людей. Миф же — это сказка, но пока ещё обобщённо отражающая действительность в первобытном сознании. Аллегорическое истолкование мифов было попыткой сохранить Миф как систему мышления на более поздней стадии развития человеческого сознания. В основе их ошибочное представление о том, что мифы — по сути своей иносказание (аллегория), но при этом они не только являются формой выражения каких-либо идей, но и обладают более глубоким смыслом. Стремление передать дух своей эпохи через мифологические образы присуще главным образом произведениям Гомера и библейским сказаниям.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|