Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Мигдония – Моммзен

     

Мифология

МИФОЛОГИЯ

(от греческого mythos — повествование, сказание и logos — слово, учение).

1. Научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы (исследование источников, социальной почвы, смысла).

2. Сами эти мифы в их совокупности. Сюда относятся архаические мифы, а также предания, сказки, легенды и так далее. Очень сложно выявить различия между ними, так как они в основном представлены в смешанном виде и неоднократно подвергались модификации. Сказки, видимо, следует рассматривать как повествовательные произведения с установкой на откровенный вымысел, когда логика развития событий, законы природы и конкретные исторические обстоятельства не играют существенной роли. Таким образом, ошибочно предполагать, что сказка представляет собой один из способов объяснения природных явлений или общественных процессов. В сказании об Одиссее широко использованы сюжеты многочисленных сказок о мореплавателях. Многие из них — истории об одноглазых великанах, швыряющих огромные камни, о Кирке и волшебном корне «моли», о сиренах — представлены также в сказочном фольклоре других народов. То же самое можно сказать о таких мифических образах и персонажах, как золотое руно и волшебница Медея. Сказание об Одиссее следует также отнести к категории мифов, имеющих преимущественно историческую основу. В них нашли отражение события, связанные с войнами, деятельностью выдающихся личностей (мифы о героях) и так далее. Поэтому, несмотря на обилие чисто сказочных мотивов, в основе сказания об Одиссее — главным образом исторический материал, относящийся к крито-микенскому периоду. Цари ахейских царств — Геракл, Тесей, Агамемнон, Менелай — представлены в нём в образах героев, что, впрочем, позднее произошло также с такими историческими персонажами, как Дитрих Бернский (Теодорих Великий) и Зигфрид (Арминий?). В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нём образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру. Это позволило писателям использовать его для различного истолкования и творческого осмысления, и некоторые, особенно яркие мифические образы сохранили своё значение вплоть до нового времени (например, Прометей). Если миф теряет ряд своих свойств, он превращается в сказку. Но поскольку специфика как сказки, так и мифа обусловлена именно восприятием слушателей, очень трудно чётко разграничить эти два вида художественного эпоса. Сказка — это миф, утративший своё своеобразие, то есть переставший быть отражением действительности в сознании людей. Миф же — это сказка, но пока ещё обобщённо отражающая действительность в первобытном сознании. Аллегорическое истолкование мифов было попыткой сохранить Миф как систему мышления на более поздней стадии развития человеческого сознания. В основе их ошибочное представление о том, что мифы — по сути своей иносказание (аллегория), но при этом они не только являются формой выражения каких-либо идей, но и обладают более глубоким смыслом. Стремление передать дух своей эпохи через мифологические образы присуще главным образом произведениям Гомера и библейским сказаниям.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru