, религиозно-философское направление, возникшее в 3 веке нашей эры и сохранившее влияние до 18 века. Позднеантичный Неоплатонизм явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. Неоплатонизм содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему римскую философию, направляя его в русло объективного идеализма. На начальной стадии Неоплатонизм резко противопоставлял себя христианству и, в меньшей степени, гностицизму. Различаются три основных направления позднеантичного Неоплатонизма.
1. Направление, восходящее к Платону (203—269), трансцендентально-идеалистическое, с иерархизированной, в основе дуалистической картиной мира, в которой материи отводится низшее место. Культивирует мистическую практику.
2. Линия, идущая от Прокла (412—485). Для неё характерно тяготение к пантеизму, склонность к конкретно-научным рассуждениям.
3. Александрийский Неоплатонизм, генетически связанный с «прокловой» линией. Оформился в сочинениях Аммония Гермея (конец 5 — начало 6 века нашей эры), пытавшегося синтезировать учения Платона и Аристотеля в единое целое, открывшего Неоплатонизм для естественнонаучных и логических спекуляций и приблизившего его к христианству. В патристике благодаря Августину и Псевдо-Дионисию Ареопагу произошло частичное слияние христианской теологии с Неоплатонизмом.
Характерные черты Неоплатонизма: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному (апофатическое, или негативное, богословие); отождествление мышления и существования как эманации «единого»; одухотворение всего психического; отождествление познания бога с самопознанием; высокая оценка человеческой индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божественного происхождения мира. Влияние Неоплатонизма обнаруживается в интеллектуализме Фомы Аквинского, в средневековой мистике, в учении Кеплера о гармонии мира.