, первая, приблизительно до 150 нашей эры, фаза развития христианства. Христианство возникло в Палестине как иудейская секта со значительными элементами эссенизма. Через еврейские общины диаспоры христианство распространялось по всей Римской империи и постепенно приобретало всё большее число приверженцев среди неевреев. Этот факт имел решающее влияние на последующее развитие христианской религии, отделившейся от иудаизма и вступившей на путь превращения в мировую религию.
Эксплуатируемое и унижаемое население городов первым шло за пропагандой равенства всех перед богом. В христианских общинах люди искали убежища от социального отчуждения, вызванного обострением противоречий и начинающимся общим кризисом рабовладельческого общества. В то время как римская религия ограничивалась преимущественно целями обеспечения государственных интересов, а постепенно вытеснявшие её восточные религии и культы были тесно связаны со спецификой национальных традиций, Первоначальное христианство смогло целиком посвятить себя заботе о благе личности. Значение такой заботы для человека возросло в начале нашей эры в связи с распадом традиционных социальных связей.
В Первоначальном христианстве слились спиритуалистические мессианские идеалы иудаизма, идеи эллинистической философии и социальных утопий, а также элементы восточных религий и культов. На формирование Первоначального христианства оказало влияние также растущее в среде рабов, вольноотпущенников и свободных бедняков самосознание, например, презрение к богатству и роскоши, уважение к бедности и простому труду.
Точкой кристаллизации учений и споров Первоначального христианства явилась персонификация спасения в образе Иисуса Христа. Первые христиане ожидали его второю пришествия (парусии) и установления царства справедливости и мира уже в течение жизни одного поколения. Это оправдывало их позицию отказа от попыток изменения существующего общества. Когда стало очевидным, что исполнение этих чаяний задерживается, их осуществление стали связывать с неопределимым конкретно периодом времени (конец света). Для господствующего строя христианство с его стремлением к преимущественно индивидуальному и иллюзорному разрешению общественных проблем с самого начала не представляло никакой серьезной опасности.