Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Пиво – Плутос

     

Платон

ПЛАТОН

1. 427—347 до нашей эры — один из выдающихся греческих мыслителей; происходил из древнего афинского аристократического рода. Потрясённый судом и казнью своего учителя Сократа, Платон как великий политический мыслитель приложил все усилия к тому, чтобы разработать проект государственного устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма в его изначальном смысле. В 388—387 до нашей эры Платон основал в Афинах собственную школу — Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировав клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им.

Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология — основные составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах. На фоне политических смут и духовных брожений своего времени Платон по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильного общественного строя. С этой целью Платон опровергал гносеологический софистический релятивизм и доказывал возможность точного знания. Платон опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений. На уровне чувственного восприятия объективного мира вещей мы имеем дело, например, с окружностями, более или менее точными, в то время как на понятийном уровне мышления мы созерцаем идеальную (idein) окружность. Так и отдельные добродетельные поступки являются лишь несовершенными проявлениями идеи о справедливости как таковой. Таким образом, Платон пришёл к двум видам познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно Платону, чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому — мир идей. Каково отношение мира идей к чувственным вещам, или миру вещей? Ясного ответа на этот вопрос Платон не даёт. Он ограничивается такого рода высказываниями, как: «мир идей отражается в мире вещей», «мир вещей участвует в мире идей» и так далее. Платон полагает, что идеальное, например, человеческая мысль, представляет собой «воспоминания» душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само «воспоминание» (анамнесис) приходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.

Учение Платона о государстве тесно связано с этикой и психологией. Основной идеей «Государства» Платона является идея справедливости, создание идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и так далее. По Платону, каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага, как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создаёт справедливый государственный строй. Государственному строю и идее справедливости соответствует душа человека, состоящая из трёх частей: разумной, вожделеющей и растительной. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жён, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Платон пытался реализовать свои политические идеи в Сицилии (Сиракузы), но безуспешно.

В «Законах», относящихся к последнему периоду его творчества, и отразилось его разочарование. Именно в «Законах» он изобразил своего рода полицейское (казарменное) государство, которое принуждает людей быть «счастливыми» против их воли. Философы-правители в своей деятельности ориентируются на высшую форму познания — диалектику идей. Любая деятельность, связанная с чувственными вещами (а чувственные вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, в то время как подлинным бытием у него является идеальный мир), это низший уровень деятельности. По Платону, искусство есть подражание (мимесис) вещам, а сами вещи — подражание идеям. Поэтому искусство — «подражание подражанию», оно побочно как в отношении истины, так и в отношении естественных наук. По Платону, мир случайного, неопределённого и изменчивого постигается не в научных понятиях, но в мифических образах. Так, в диалоге «Тимей» процесс построения мира Демиургом описан на основе исследования коллег Платона по Академии, хотя с точки зрения теории идей математизация эмпирической реальности, в сущности, невозможна, ибо она означает приложение идей к реальному миру. Однако математика как учение об идеальных величинах играла весьма значительную роль в платоновской философии. Достаточно сказать, что такие великие учёные нового времени, как Коперник, Кеплер и Галилей, при математизации естественных наук считали Платона своим идейным предшественником, а себя — платониками. «Мистическая часть их философии» восходит к философии Платона, которая в свою очередь связана с орфико-пифагорейским учением о бессмертии души и смерти как начале истинной жизни.

Неоплатоновская мистика, гностическое учение и христианство в определённой степени тот же идейный источник. Влияние платонизма сказывается и в наши дни, в современном западном мире. Вместе с тем учение Платона, и в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки. Сказанное касается также платоновского анализа языка и мышления, проблемы бытия, а также соотношения единичного и общего. Всё плодотворное и рациональное в учении Платона было критически использовано философией марксизма.

2. Комический поэт, представитель древней комедии, современник Аристофана. Сохранилось 30 названий его пьес и несколько фрагментов. В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и злая, остроумная критика.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru