Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Пневматика – Поэтика

     

Полис

ПОЛИС

(греческое), город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Типичными признаками Полиса являлись право земельной собственности, а также наличие гражданских прав независимо от того, находится ли собственность и место жительства граждан Полиса в черте города или в сельской местности. Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладением, различие в формах и размерах собственности, а также разделение граждан Полиса на различные социальные слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и тем самым разные возможности реального использования политических прав, граждане Полиса конституировались как господствующий класс. В качестве основного антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являвшиеся гражданами Полиса.

Предпосылкой возникновения Полиса были сельские поселения крестьян и ремесленников, экономическая и политическая зависимость которых от крупных землевладельцев была упразднена в связи с дорическим переселением (12—10 веков до нашей эры), а родовые связи усилились благодаря притоку новых племён, находившихся на примитивных стадиях развития. Переселение дорийцев и необходимость защиты страны от чужеземных захватчиков приводит при Тесее к объединению нескольких родовых центров в один (синойкизм). Вся пригодная к возделыванию земля была поделена между членами этого объединения. Совет старейшин племён, родов и сельских поселений ограничил власть военного вождя (басилея), а вместе с тем и значение народного собрания членов племени. Обладая большей частью земли и скота, родовая знать пыталась закабалить своих сородичей и поставить их в отношения зависимости (кабальное рабство). Социальные противоречия, вылившиеся главным образом в борьбу за землю и власть, в 8—6 веках до нашей эры, привели к поражению родовой знати и оформлению общественного устройства в форме Полиса, одной из основ которых стало развивающееся рабство. Процесс становления Полиса продолжался до начала эллинизма и привёл к различной их организации (аристократия, демократия, олигархия).

Существовали и такие Полисы, в которых племена-завоеватели покорили местное население, обратив их в зависимых земледельцев типа спартанских илотов (например, в Спарте, Фессалии, Беотии). Другой тип Полиса предполагал господство средних слоёв городских собственников и землевладельцев (например, в Афинах, Коринфе, Эфесе, Милете). В Полисах колоний на основе относительно большой доли земледельческих поселений, а также благодаря возможности обогащения за счёт местного населения осуществлялось господство богатых граждан (например, Полисы Черноморья, Великая Греция).

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru