Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Риенцо – Рынок

     

Рим Древний (искусство)

РИМ ДРЕВНИЙ (искусство)

. Начиная со 2 века до нашей эры римское искусство — искусство Римской республики и Римской империи — развивалось как процесс поэтапного заимствования и избирательного использования (в духе римского функционального мышления) компонентов древнеиталийского, этрусского и греческого искусства. До этого времени можно говорить лишь об искусстве города Рима — вначале агломерации поселений железного века, затем этрускизированного города (храм Юпитера на Капитолии), а впоследствии, в эллинистическую эпоху,— провинциального художественного центра Италии.

С достижением Римом гегемонии над Италией первоначальное пренебрежительное отношение римлян к искусству переменилось. Одним из корней римского искусства наряду с древнеиталийским и этрусским стало широко распространившееся в Южной Италии греческое искусство. Насколько тесно, особенно в раннереспубликанский период, архитектура Рима была связана с его политическим развитием, свидетельствуют даты основания известных храмов: 497 до нашей эры — храм Сатурна, 495 — храм Меркурия, 484 — храм Диоскуров, 366 — храм Конкордии (возведён в честь окончания внутриполитических распрей). После того как Римская республика стала главенствующей державой Средиземноморья, в новой политической ситуации возникло и новое отношение к искусству как средству прославления римского могущества. Развитие римского искусства представляло собой синтетическое слияние характерных черт захваченных римлянами произведений, работ художников, прибывших из Греции и с эллинистического Востока, и собственно римских творений. Этот процесс достиг высшей точки при Сципионах во 2 веке до нашей эры.

В искусстве выявляются две основных линии: во-первых, привилегированное, официальное искусство; во-вторых, искусство, в возрастающей степени служившее ввиду общего утончения нравов эстетизации личной жизни. Своеобразие римского искусства состоит во влиянии функционального мышления — отсюда те характерные именно для римлян области, в которых они добились наивысших достижений,— постройки целевого назначения (создание фасадной техники, строительство по строгому архитектурному плану), портрет, исторический рельеф, интерьер, стенные росписи. В разбивке городов (Баальбек, Пальмира, Тимгад) очевидно влияние характерного для греков сетчатого плана и этрусских ритуальных представлений о необходимости соответствия двух главных улиц направлениям на стороны света, об устройстве ворот и городской стены. Кроме того, среди разнообразных (религиозных, политических, экологических) факторов, определявших облик общественных зданий, в постройках форума (храмы, курия, базилика) проявляется трезвая римская целесообразность. Заимствованные из Греции, с эллинистического Востока и у этрусков строительные приёмы и архитектурные типы были усовершенствованы и соответствующим образом переосмыслены в их новой функции, С развитием техники арочного строительства и возведения сводов появились римские водопроводы, каменные мосты как составные части высокоразвитого уличного строительства, гигантские склады, а также специфические римские постройки: трёхнефная базилика — помещение для судебных заседаний, торговли и народных собраний (этот тип здания в средние века стал определяющим элементом европейского церковного строительства); амфитеатр для гладиаторских игр и звериной травли, сооружавшийся на открытом месте по эллиптическому плану (амфитеатр Флавиев, так называемый Колоссеум — Колизей); наконец, термы — роскошно устроенные купальные залы с плавательными бассейнами, комнатами отдыха и проведённым под полом отоплением; подобных гигантских терм в императорское время в Риме насчитывалось 11, из них наиболее известны термы Каракаллы. Официальная имперская тенденция к демонстрации мировой мощи Рима выразилась, по образцу эллинистических государств, в новой отстройке старого Римского форума и в новом монументальном строительстве: императорские форумы и святилища (Баальбек). Требуемого эффекта эти архитектурные ансамбли достигали благодаря великолепию и размаху планировки комплексно организованного пространства, чему способствовали замкнутая композиция при осевой симметрии и направленности перспективы на одну точку (как правило, храм), а также усовершенствованная фасадная техника. Грандиозности сооружений соответствовало декоративное оформление площадей и зданий символически-репрезентативными статуями и рельефами триумфальных арок (арки Тита и Севера) и монументальных колонн (колонны Траяна и Марка Аврелия), имевших пропагандистское или конкретно-историческое содержание.

Исторический рельеф как род искусства является изобретением самих римлян и непосредственно выражает трезво-реалистический характер римского мировоззрения в простых изображениях битв, военного быта, оружия и утвари. Даже помимо исконно римских произведений, в той части архитектуры, где отчётливо прослеживается влияние этрусских и греческих образцов, римской архитектуре всё же удавалось отстаивать свою самостоятельность путём новых комбинаций строительных элементов и применения аллегорически насыщенных рельефных украшений: таков, например, алтарь Мира (Ara Pacis Augustae) — наиболее примечательный из памятников классицизма, отражавших реставрационную политику Августа, направленную на примирение враждующих сторон и укрепление Империи.

В скульптуре, служившей декоративным целям, господствовало простое копирование, подражание и переработка греческих шедевров. Страсть к коллекционированию, любовь к украшательству и просто снобизм превратили Рим в музей греческого искусства. Творческое преображение претерпел на римской почве жанр портрета. Заслуга римлян состояла в синтезе уже существовавших чужих достижений — экспрессивности этрусков и свойственных искусству позднего эллинизма неприкрашенного, но несколько идеализированного образа человека — с реалистическим психологизмом римского взгляда на мир. В отличие от претензии греческих портрета на типизацию в римском портрете всегда передаётся конкретная индивидуальность. Это наблюдается как в изображении заслужившего уважение соотечественников гражданина или члена семьи в республиканское время, так и в портретах императора или членов правящего дома в императорскую эпоху. Поскольку развитие римского портрета было связано с культом предков политически значимых семейств, важную роль в становлении этого вида искусства сыграли восковые маски умерших. Несмотря на все изменения в манере выражения и в стилистических средствах, римский портрет всегда оставался верен реализму. На смену реализму республиканского времени, не стеснявшемуся грубости и даже безобразия (если они являются отличительной чертой индивидуума), противопоставлявшему греческой идеализации внутреннее напряжение умственного и физического труда, пришёл августовский классицизм с его сильным греческим влиянием, выразившемся в греческих типах статуй с римскими портретными головами. Для портретов эпохи Флавиев характерна изощрённая скульптурная техника с частым использованием сверла. Начиная с Адриана, вновь заметна классицистическая тенденция. С 3 века римский портрет постепенно теряет классические формы; для искусства поздней античности типично линейное оформление и одухотворённо-трансцендентальные способы выражения.

Под влиянием раннехристианского искусства, давшего на основе религиозной идеологии новую жизнь традиционным формам (живопись в катакомбах, саркофаги), совершился переход к средневековым изображениям святых. Таким образом, римский портрет на всех этапах своего развития — в смене формообразующих тенденций от полного жизни реализма к идеализирующему классицизму — отражал духовную позицию и социально-политическую ориентацию правивших в Риме классов. Поэтому развитие римского портрета находится в столь очевидном соответствии с социально-историческим процессом в Римской империи.

Из древнеиталийского наследства пространственно-образного иллюзионизма в искусстве уже в республиканское время развилось изображение пространства ради него самого, а также подчиняющая все отдельные элементы целому тектоника. Этот радикально новый стилистический принцип явился предпосылкой для изобретения расписанного архитектурного фасада — гениальнейшего из римских достижений.

Оформление интерьера общественных зданий и частных домов давало богатые возможности для развития стенной живописи. Уже в течение 1 века до нашей эры древнеиталийский дом с атриумом постепенно вытесняется греческой перистильной постройкой, которая преобразовалась в римскую виллу — сочетание архитектуры, скульптуры, живописи и природы (сады). Этот тип здания стал оригинальным вкладом римлян в историю архитектуры. С 3 века до нашей эры появляется специфический римский вид живописи — триумфальные росписи. Начиная с середины 2 века до нашей эры в римской живописи сменяются четыре стиля. Инкрустационный стиль, отличающийся явным подражанием архитектуре, возник под преимущественным влиянием малоазийско-греческих образцов. На смену ему уже в 1 веке до нашей эры приходит перспективный иллюзионизм, которому свойственно изображение мнимых архитектурных деталей, обрамляющих фигуры и прочие росписи, В стенной живописи августовского периода доминирует классицистическая линеарность; изображения, помещавшиеся ранее в нишах, распространяются теперь на всю стену. На поздней стадии фресковой живописи, границу которой образует гибель Помпей в 79 нашей эры, изображение достигает жизненного реализма. Наиболее творческим периодом был, без сомнения, 1 век до нашей эры, давший такие шедевры, как фриз мистерий виллы Итем в Помпеях, пейзажи «Одиссеи» и живопись дома Ливии в Риме. Во 2—3 веках в оформлении интерьера место стенной живописи всё чаще занимает мозаика.

В августовскую эпоху в керамике (италийско-галльская Terra sigillata) и в обработке благородных металлов (серебряный сервиз из Боскореале на Везувии, серебро из дома Менад в Помпеях, гильдесгеймский серебряный клад) прикладное искусство достигает высшей точки развития. В императорскую эпоху римское искусство становится имперским искусством, которое, взаимодействуя в своей сфере влияния с местными культурами, породило величественные памятники (Баальбек и Пальмира в Сирии, Большой Лепсис и Тимгад в Северной Африке). Римские провинции, получавшие поддержку из центра, создали, особенно в области материальной культуры, самобытное искусство; наиболее оригинально искусство Иллирии, Паннонии и Фракии. В ходе процесса политического распада Римской империи её составные части пошли разными историческими путями; тем не менее нельзя отрицать формообразующего и плодотворного влияния романизации на их культуру и искусство (например, Дакия, современная Румыния). Дальнейшее воздействие римского искусства за временными и пространственными пределами Римской империи прослеживается в развитии новоевропейского искусства (Ренессанс, классицизм).

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru