Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Риенцо – Рынок

     

Ритм

РИТМ

(греческое rhythmos — движение, такт, от rhein — течь или eryein — тянуть), первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства, например, в пропорциях статуи. Позже слово Ритм применяется для обозначения упорядоченности движения, в особенности соотношения отрезков времени в танце, музыке и поэзии. Ритм стихов основывался на чередовании долгих и кратких слогов, иными словами, ритмика была квантитативной в отличие от современной тонической ритмики. Условно принятое соотношение долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5:2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреческих народных песнях.

В качестве мельчайшей единицы Ритма, ритмического атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Ритма «первое время» (“chronos protos”), протяжённость которого определялась темпом и не была тождественной краткому слогу. Аристоксен выделил Ритм из среды его существования, то есть слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмических вольностей так называемой «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфической организации. Поэтому в них в силу музыкального характера древнегреческого ударения мелодия соответствует естественной внутренней мелодии слова или фразы (ударному слогу может соответствовать только более высокий или по крайней мере не более низкий по тону звук, чем соседним слогам). В отличие от этих памятников дошедший до нас фрагмент трагедии Еврипида «Орест» с музыкальной нотацией, принадлежащей, по всей видимости, самому автору, обнаруживает строфическую организацию. Поэтому в нём соответствие мелодии словесным ударениям не может быть выдержано: мелодия антистрофы должна повторять мелодию строфы вне зависимости от иного расположения ударений в словах.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru