Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Саба – Священный брак

     

Саллюстий

САЛЛЮСТИЙ

, Гай Саллюстий Крисп (86—35 до нашей эры), римский историк. Саллюстий начал как политический деятель. Будучи противником власти нобилей и сторонником народной партии (Populares), активно поддерживал Цезаря, который, как он надеялся, обновит и укрепит расшатавшиеся политические устои на демократическо-республиканской основе. Он был квестором (около 54 до нашей эры), а затем в 52 до нашей эры в должности народного трибуна резко выступил против Цицерона и его единомышленника Милона. В 50 до нашей эры Саллюстий был обвинён в аморальном поведении и по настоянию нобилей вычеркнут из списка сенаторов. В действительности же это было сделано по политическим мотивам. Позднее Цезарь восстановил его в сенате. Во время гражданской войны Саллюстий сражался на стороне Цезаря, и тот в 46 до нашей эры назначил его претором с проконсульскими полномочиями в новую провинцию Африка. Там Саллюстий обогатился настолько, что, вернувшись в Рим, создал знаменитый роскошных парк — так называемые Сады Саллюстия (Horti Sallustiani). После убийства Цезаря (44 до нашей эры), глубоко разочарованный, Саллюстий отошёл от политической деятельности и полностью посвятил себя составлению исторических трудов.

Ещё будучи политическим деятелем, Саллюстий создал так называемые малые сочинения Саллюстия (Sallustiana minora), политические листовки, подлинность которых долгое время оспаривалась и оспаривается отчасти до сих пор (хотя и без оснований). Речь идёт, во-первых, о пасквиле против Цицерона (Invectiva in Ciceronem), составленном около 54 до нашей эры, в котором автор с особой злобой выступает против Цицерона как человека и политика; во-вторых, о двух посланиях Цезарю о государстве (Epistulae ad Caesarem de republica) 50 и 46 до нашей эры, в которых Саллюстий излагает программу реформ общественных и политических отношений. Отойдя от политики, Саллюстий написал две (дошедшие до нас) исторические монографии: “Coniuratio Catilinaae” («Заговор Катилины», 63 до нашей эры) и “Bellum Iugurthinum” («Югуртинская война», 111 — 106 до нашей эры), ему принадлежит также “Historiae” («История»), охватывающая период с 78 по 67 до нашей эры, из которой до нас дошли, кроме отдельных фрагментов, лишь речи и письмо, позже, видимо, служившие для упражнений в риторике и стилистике.

В своих исторических трудах Саллюстий стремится дать философское истолкование исторических событий, благодаря которому отдельные явления можно было бы свести в определённую историческую картину. Он был убеждён, что с 146 до нашей эры, когда был разрушен Карфаген и тем самым уничтожен последний из опасных внешних врагов, для дальнейшего становления Рима как мировой державы был характерен постоянно углубляющийся внутренний распад, сначала выражавшийся в моральной деградации нобилитета, а затем во всё более тяжёлых внутриполитических кризисах. Фактическим материалом монографий Саллюстию служили такие события, которые могли наглядно проиллюстрировать это внутреннее разложение. Он описывал путь к государственному преступлению высокоодарённого, но лишённого сдерживающих центров и развратного Катилины, а также Югуртинскую войну, победоносное завершение которой постоянно задерживалось из-за коррупции и продажности нобилитета, из-за внутриполитических раздоров. В последнем и самом зрелом произведении, «Истории», пессимистический взгляд Саллюстия на исторический процесс выразился в показе непрерывного распада, начавшегося почти сразу после изгнания царей и лишь однажды прерванною кратким периодом внутреннего единства и силы, вызванною внешней угрозой во время 2-й Пунической войны.

Свой взгляд на историю Саллюстий излагает во введениях и экскурсах, которые наряду с характеристиками и прямой речью основных персонажей являются излюбленными средствами художественного метода, позволяющими увлекательно подать материал. В стилистическом отношении Саллюстий является своего рода антиподом Цицерона. Опираясь на Фукидида и Катона Старшего, он стремится к чеканной, исполненной мысли краткости, сознательно добивается неравномерности параллельных синтаксических фигур (принцип несоразмерности); его язык богат и необычен благодаря обилию архаических поэтических слов и выражений. Напряжённая динамика этого стиля захватывает читателя, заставляет его сопереживать и размышлять вместе с автором. Именно благодаря своему изощрённому неповторимому стилю Саллюстий оказал сильное влияние на писателей средневековья и нового времени. Последний великий римский историк Тацит назвал Саллюстия самым блистательным историком Рима. Его собственный взгляд на историю и стиль долгое время испытывали влияние Саллюстия.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru