|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Слава – Союзнические войны
Софистика
- СОФИСТИКА
-
(греческое sophistai — учитель мудрости), духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции 5 и 4 веков до нашей эры. Возникновение Софистики тесно связано с развитием рабовладельческой демократии во всей Греции, но особенно в Афинах по окончании Персидских войн. Активная общественная жизнь, сильное развитие рабовладельческой демократии и правосознания, нашедшего выражение в многочисленных судебных процессах, потребовали глубокого общего и специального образования, а также владения риторическими навыками. Получить эти знания можно было у софистов за деньги. Поэтому одной из важнейших характеристик Софистики является тесная связь между теоретическим знанием и практической жизнью, а также переориентация философского исследования с природы на человека, на общество, на правовые отношения, на этику и теорию познания.
Сравнительное изучение конституций и законов различных полисов, многообразие возможных точек зрения на одну и ту же проблему являются Основой релятивистских тенденций в Софистике. Это наиболее ярко выражается в утверждении софистов, что о любой вещи можно судить двояко, причём со взаимоисключающих позиций. Софистика отрицает любую всеобщую и объективную истину. Скептицизм и релятивизм Софистики постоянно и справедливо подвергались критике. Однако было бы неправильно безоговорочно принять лишь отрицательное определение Софистики. Скептицизм софистов прогрессивного направления носил просветительский характер, он был направлен против религии. Главным в их учении было различие или противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Если установления, утверждали софисты, подвержены изменениям, поскольку они являются творением человека и отражают интересы различных общественных групп, то природа следует неизменным законам. Этот постулат лежит в основе естественного права. Развитие риторики, грамматики и логики было бы также немыслимо без Софистики (именно софисты впервые систематизировали основные понятия этих наук). Судить о Софистике трудно также и потому, что оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и нам приходится опираться исключительно на произведения Платона, бывшего принципиальным противником Софистики.
Софисты восприняли идеи как элеатов (в особенности Зенона из Элеи), так и Гераклита и атомистов. Со своей стороны, Софистика оказала влияние на Сократа (хоть он её и отрицал), школы сократиков, Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля. К представителям Софистики относятся Протагор из Абдеры, Горгий Леонтинский, Гиппий из Элиды и Продик Кеосский. От Софистики следует отличать так называемую «вторую Софистику» времён Римской империи. Она возникла во 2 веке при Адриане, когда повысились требования к риторике. В 3 веке «вторая Софистика» развивалась, а при Юлиане Отступнике пережила свой последний взлёт. Её представители противопоставляли себя философам и естествоиспытателям, и поэтому они не совершили каких-либо оригинальных открытий. Однако совершенство формы и изысканность речи таких софистов, как Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филострат, Либаний, бывших не только выдающимися ораторами, но и знаменитыми писателями своего времени, достойны всяческого восхищения.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|