Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Спалато – Ступенчатое колесо

     

Средневековая латинская литература

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

. К Средневековой латинской литературе относится обширная и отличающаяся жанровым разнообразием литература, развивавшаяся на основе латинского языка и существовавшая на протяжении всего средневекового периода, включая эпоху Возрождения. Для произведений Средневековой латинской литературы было характерно широкое использование традиционных художественных форм римской литературы преимущественно эпохи поздней античности, однако их содержание определялось уже новыми господствующими силами (феодалы, церковь); вместе с тем в ней зародились новые поэтические формы и жанры (секвенция и тропы, ритмическая и рифмованная поэзия, литургическая драма и животный эпос). Сохранилось гораздо больше произведений Средневековой латинской литературы, чем сочинений античных авторов. Это объясняется, во-первых, широким распространением традиции изготовления рукописных книг. Благодаря этому до нас дошло большое количество (частично ещё неопубликованных) как переписанных от руки с авторских текстов книг, так и самих оригиналов. Во-вторых, тем, что Средневековая латинская литература существовала почти во всех европейских странах, входивших в сферу влияния католической церкви, а духовенство в основном пользовалось средней латынью в качестве своего письменного языка (поэтому и авторы, и читатели, как правило, принадлежали к этой среде).

Период, непосредственно последовавший за падением Западной Римской империи, ознаменован общим упадком культуры, что не могло не сказаться на литературной жизни. Однако благодаря мерам, предпринятым Карлом Великим, в истории Средневековой латинской литературы наблюдается первый заметный подъём (каролингское Возрождение, его представители ещё в значительной степени опирались на римские литературные традиции); следующий подъём Средневековой латинской литературы в 10—11 веках, приведший к созданию вполне оригинальных произведений, был связан с мероприятиями Оттонов и Салиев. Подлинного расцвета она достигла в 12—13 веках. Затем наступает период упадка, и в эпоху Возрождения Средневековая латинская литература практически исчезает. Получают широкое распространение новолатинская литература и произведения, написанные выразительным народным языком.

Среди памятников Средневековой латинской литературы множество значительных произведений, обладающих большой эстетической ценностью. Она определялась характерным для многочисленных жанров этой литературы плодотворным сочетанием античной литературной традиции со средневековыми художественными средствами. Среди исторических сочинений были истории отдельных народностей («История франков» Григория Турского, 6 век; «История лангобардов» Павла Диакона, 8 век), монастырей («История монастыря святого Галла» Эккехарда IV, 11 век) и епископатов (Адам Бременский, 11 век), а также произведения, посвящённые «имперской» («Хроника» Титмара Мерзебургского, около 1000), современной («Анналы» Ламберта Герсфельдского), а также всемирной истории (Оттон Фрейзингенский, 12 век). Последнее сочинение отличает интерес к философско-историческим проблемам. На раннем этапе развития Средневековой латинской литературы из-под пера Эйнгарда вышел блистательный образец художественной биографии («Жизнеописание Карла Великого», 9 век). Другое биографическое сочинение о Карле Великом, насыщенное всевозможными историческими анекдотами и сказочными мотивами (Ноткер Санкт-Галленский, 9 век), положило начало литературной новелле как жанру; последняя получила широкое распространение в период зрелого средневековья. Она была представлена как сборниками написанных на анекдотическом материале светских рассказов и историй («Римские деяния», около 1300), так и сводами повествований религиозного характера («Золотая легенда» Якопо из Варацце, 13 век).

Хотя научные труды носили преимущественно энциклопедический характер и опирались в основном на аналогичные сочинения периода поздней античности и раннего средневековья (например, на сочинения Исидора Севильскою, 7 века), появлялись трактаты, посвящённые проблемам техники (Теофил Пресвитер, около 1100), и в большом количестве медицинская литература. Её авторами были главным образом профессора Салернской медицинской школы. Велико было количество теологических трактатов, посвящённых анализу различных мест латинского варианта Библии («Вульгата»), христианских проповедей (Бернар Клервосский, 12 век) и эпическим проблемам (Альбертиан Брешианский, 13 век). Развитие религиозно-философских идей достигло своей кульминации в произведениях представителей схоластики, интерпретирующих положения Аристотеля (Пьер Абеляр, 12 вне, Альберт Магнус, 13 век, Фома Аквинский, 13 век) и писателей-мистиков (Гуго и Рихард Сен-Викторские). Разнообразна эпистолярная литература, включающая переписку личного и политического (Герберг Реймский, 10 век), дидактического (Рабан Мавр, 9 век) и поучающего (Фромунд Тегернзейский, 11 век) характера.

Средневековая поэзия отличалась богатством жанров: драмы в стихах Гросвиты Гандерсгеймской (11 век); другие виды литургической драмы (рождественское действо и инсценировка страстей Христовых, представление об Антихристе, 12 век). Существовали различные виды сюжетной литургической поэзии — сводные сборники библейских историй и христианских легенд, мартирологи, агиография (Гротсвита). Среди стихотворных произведений светского содержания выделяется эпическая поэзия, представленная такими жанрами, как героический («Вальтарий», 9 век), исторический («Поэма о Барбароссе» около 1200) и животный эпос («Бегство пленника», 14 век, «Изенгрим», 12 век). Замечательным образцом романа в стихах является поэма «Руодлиб» (11 век). В лирической поэзии были представлены стихотворения как светского (творчество вагантов: «Кембриджские песни», 11 век, «Кармина бурана», 12—13 века), так и религиозного содержания (секвенция: Ноткер Санкт-Галленский, 9 век, Герман Райхенау, 12 век); обилие религиозных гимнов (например, в честь богородицы — девы Марии). В дидактической поэзии разрабатываются светские («Песнь о соловье» Бонавентуры, 13 век), сатирические («Зерцало глупцов» Нигелла Вирекера, 12 век) и назидательные («Источник философии» Готтфрида Сен-Викторского, 12 век) сюжеты. Сюда можно отнести сборники гимнов и изречений («Дистихи Катона», «Випон», 12 век), а также стихотворения, написанные для воспитания юношества («Регистр авторов» Гуго Тримбергского, 13 век), шуточные стихотворения, стихотворные загадки (Альдхельм, 7 век), эпические поэмы на сказочные сюжеты и басни (Павел Диякон, 8 век). Богатством художественных форм отличались бесчисленные стихотворения, написанные по самым различным поводам: панегирики, эпитафии, эпиграммы, стихотворное описание тех или иных политических событий, приветствия, посвящения и так далее. Средневековая латинская литература оказала большое влияние на становление разнообразных жанров народной литературы этой эпохи.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru