, греко-римская философская школа, название которой происходит от греческого stoa poikile — Пёстрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники Стои). Стоя просуществовала со времени раннего эллинизма до эпохи Римской империи. За эти более чем 500 лет в воззрениях школы произошли изменения, позволяющие разделить её на Древнюю Стою (эллинизм), Среднюю Стою (Римская республика) и Позднюю Стою (эпоха Империи). Из трудов представителей Древней и Средней Стои до нас дошли только фрагменты. Основатель Стои, Зенон из Китиона, разработал утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны — свободные и рабы, греки и варвары, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Вслед за Зеноном главой школы стал Клеанф, после него творил Хрисипп, один из образованнейших людей своего времени, систематизировавший древнестоическую философию, центром которой была этика (сказывалось влияние киников).
В соответствии с этой философией добродетель не бывает врождённой, но её можно достичь воспитанием. Набор добродетелей в основном был заимствован у Аристотеля, однако формулировки изменены, и добавлена идея любви к труду. Идеалом мудреца-стоика является невозмутимость, стоическое спокойствие. Натурфилософия, сформулированная под влиянием Аристотеля, связана с учением Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре (ekpyrosis). Этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистические представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события. Вера в провидение, стоящая в центре стоицизма, применённая к человеку, ведёт к фатализму, а в физике становится предпосылкой механистического материализма: все процессы предопределены причинно, случайности невозможны. Логика Древней Стои превосходит логику Аристотеля, ибо в центре исследований она помещает гипотетические и разделительные (дизъюнктивные) выводы. Достижения Стои в этой области предвосхитили ряд важных положений современной предикативной логики.
Первым представителем Средней Стои считается Панэций. Он подчёркивал практический характер философии и опирался на идеи Платона и Аристотеля. Развить этику стоиков стремился Посидоний, доказывавший отдельными исследованиями ту мысль, что всё происходящее предопределено заранее и может быть предсказано.
Главные представители Поздней Стои — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий — стремились дать людям утешение посредством житейской мудрости. Христианство приняло исходные положения религиозных взглядов стоиков.