. Причиной возникновения судебных процессов служило ограничение самоуправства отдельных лиц. В государственном судопроизводстве были установлены правовые нормы и формы преследования правонарушений. Судопроизводство сначала находилось в руках царя, а затем перешло в руки знати (в Афинах, например, к архонтам и ареопагу, в Риме — к претору и сенату). Определённые юридические права имело и народное собрание. С развитием демократии в Афинах большую часть судопроизводства принял на себя выделившийся из народного собрания народный суд (гелиэя). Только дела об убийстве и религиозные преступления с 462 до нашей эры сохранились за ареопагом. Народный суд выбирался по жребию из списка кандидатов, в которые мог записаться любой свободный афинянин начиная с 30-летнего возраста. Председательствовал при разборе дела архонт или фесмофет, под руководством которого разбирались иски, определялся состав суда и проходил процесс. Истец должен был быть гражданином, все другие (также и женщины) выступали перед судом через представителя. После аргументации сторон, в которой значительную роль играли свидетельские показания, суд без дебатов тайным голосованием решал вопрос о виновности и вторым голосованием простым большинством определял наказание. Возможности опротестовать приговор вообще не существовало. Приведение приговора в исполнение вменялось в обязанности в частных делах — выигравшему процесс, в уголовных делах — особой инстанции.
В римском процессуальном праве имело место ведение судебных процессов должностными лицами (как правило, в Риме с 4 века до нашей эры — претором, в провинциях — наместником). Они изучали материалы обвинения и делали предложения по ходу процесса, а при согласии сторон назначали одного или несколько судей (обычно частное лицо и только в чрезвычайных случаях — государственную судебную коллегию). Первоначальной обязанностью их перед судьёй было представление доказательств виновности. Доказательства, которые должны были быть представлены сторонами, состояли из высказываний, в известных случаях под присягой (свидетели обвинителя и обвиняемого тоже приводились к присяге), документов и экспертизы. Исполнение назначенного судьёй приговора утверждалось должностными лицами, облечёнными юридическими правами (преторами, наместниками). Особого уголовного процесса сначала не существовало. Только тяжкие уголовные преступления, например государственная измена, разбирались в центуриатных комициях. Но с течением времени сформировался суд присяжных, который сначала собирался от случая к случаю, но по реформе Гая Гракха (Семпрониев закон 123 до нашей эры) превратился в постоянно действующее учреждение. Такие суды среди прочего разбирали дела о государственной измене, неповиновении магистратам, уклонении от платежей в пользу государства, подкупе при голосовании, злоупотреблениях в провинциях, убийствах, подлогах завещания и изготовлении фальшивых монет.
В эпоху Империи всё расширяющаяся судебная функция императора и приставленных им для её исполнения чиновников ограничила судебные права других магистратов и изменила процессуальный порядок как в гражданских, так и в уголовных делах.
В эпоху поздней Империи судебными округами первой инстанции были провинции (включая Италию) во главе с наместниками и Рим во главе с городским префектом. Апелляционная инстанция состояла из 4 префектов претория, а последней инстанцией был государственный совет (консистория — consistorium).