. Древнейшими мореплавателями слыли финикийцы, которые задолго до греков, торгуя с другими народами, достигли отдалённейших побережий Средиземного моря вплоть до Гибралтарского пролива, античного побережья Европы до Британии (на Севере) и до побережья Африки (на Юге). Упоминания о ещё более древнем крито-микенском судоходстве в греко-эгейском ареале встречаются в сказании о владычестве критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера.
Описания морских путешествий свидетельствуют о раннем развитии судоходства у греков. На своих судах они бороздили моря как на Западе (Одиссей, греческие колонии на Сицилии, в Италии, на юге Галлии и в Восточной Испании), так и на Востоке, в Чёрном море (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греческих вазах часто изображались корабли. В 4 веке до нашей эры экспедицию в северные страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Всё это способствовало развитию судоходства от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски (греческое Tyrrhenoi) на Тирренском море, названном так в их честь. Постепенно римляне завоевали владычество на всём Средиземном море; крупными базами римского военного флота во времена Империи были Мисена на западном и Равенна на восточном побережье Италии. Компас был неизвестен, ночью ориентировались в основном по звёздам. Зимой из-за ненастий судоходство практически замирало.
Большим бедствием для моряков были встречи с морскими разбойниками, против которых под руководством Помпея пришлось вести настоящую войну. Опасными разбойниками были, например, иллирийцы, либурны, жившие по берегам Далмации.
Наряду с морским судоходством на внутренних водах, особенно во времена Римской империи. Римляне держали на пограничных реках, таких, как Рейн и Дунай, военно-морские части для защиты границ Империи.