Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Таблиний – Теэтет Афинский

     

Театр

ТЕАТР

(греческое место для зрелищ, зрелище). Начиная с конца 6 века до нашей эры в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавшиеся во время праздников в честь бога Диониса. Со временем эти театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников, вначале только праздника Великих Дионисий (в марте), а затем — начиная со 2-й половины 5 века до нашей эры — праздника Леней (в январе). По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трёх тетралогий, каждая из которых состояла из трёх трагедий и одной сатировской драмы, в течение трёх последующих дней. Выбором постановок занимались городские власти. Они предоставляли в распоряжение поэта актёров и хорега, который организовывал и оплачивал постановку. Постановщиком являлся сам поэт. После окончания соревнования судьи называли лучшие постановки и вручали призы. Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями общества; правда, возможно, что замужним женщинам запрещалось присутствовать во время представления комедий. Бедняки получали от властей деньги на вход.

Самым старым Театром в Афинах считается Театр Диониса под открытым небом на юго-восточном склоне Акрополя. Здание Театра и места для зрителей были деревянными и сооружались только на время представлений. В 4 веке до нашей эры Театр Диониса был построен из камня, но позже его архитектурный облик неоднократно менялся (от Театра Диониса сохранились лишь развалины). Театр Диониса служил образцом для всех греческих Театров. Он состоял из орхестры (orchestra), круглой площадки, на которой выступали танцоры, актёры и хор, зрительного зала и здания скены. Орхестра располагалась в центре Театра, а в середины орхестры был установлен алтарь Диониса (thymele). Две трети орхестры были окружены зрительным залом (theatron, koilon). Ряды для зрителей были расположены один над другим по склону горы. Зрительный зал горизонтально разделялся двумя проходами на три яруса, а вертикально делился многочисленными проходами на так называемые клинья. Первые ряды (prohedria) предназначались влиятельным и уважаемым лицам, Театр Диониса вмещал 14 000—17 000 зрителей. Зрительный зал отделялся от орхестры проходом и небольшим рвом с водой. На противоположной к зрительному залу стороне орхестры располагалась скена (skene), сценическая постройка с комнатами для переодевания актёров и хранения реквизита. Крылья скены составляли параскении (paraskenia), между которыми перед скеной выступали актёры. Выступали они на площадке, которая первоначально находилась на уровне земли и только в эпоху эллинизма приподнимается над землёй и получает название «проскений» (proskenion). Проскений и орхестра соединялись между собой ступеньками. С каждой стороны Театра имелся широкий проход, парод (parodos) между параскенией и боковой стеной зрительного зала, через который можно было попасть во внутренние помещения.

Выступления хоров проходили на орхестре. Занавеса в греческом Театре не было. Костюмы актёров соответствовали характеру постановок: для трагедий были типичны длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, маски, высокие причёски, высокие сапоги на толстой кожаной подошве — котурны. Для комедий были характерны маски, короткие костюмы, нередко надевался и кожаный фалл, а накладные животы, зады и горбы придавали телу гротесковые формы. Для усиления эффекта режиссёры использовали сценическую технику.

В эпоху эллинизма Театр претерпевает ряд изменений: здание скены дополняется многоэтажным портиком с великолепной колоннадой, богаче становится внутреннее убранство Театра, появляется новая сценическая техника. В остальном же всё оставалось по-прежнему. Наряду с таким Театром существовали простые, где ставились народные спектакли. К подобным относится прообраз римского Театра — Театр флиаков. Театр флиаков был очень популярен в южных областях Италии, где проживало много греков. Сценическая площадка в нём была поднята над землёй на высоту 1—2 метра. Перед сценой находилась небольшая лестница со ступеньками, а сзади — стена, которая укрепляла кулисы. Такой выездной Театр можно было легко демонтировать, перевозить с места на место и легко устанавливать вновь. Реквизит и декорации Театра были скромными. В Риме театральные спектакли по греческому образцу во время больших праздников впервые слали играть в 240 до нашей эры. Вначале эго были трагедии и комедии, затем, начиная с 1 века до нашей эры, ателланы, а позже к ним добавляются мимы и пантомимы. Все расходы по постановке спектаклей, как и в Греции, брало на себя государство, но в отличие от Греции в Риме не устраивался конкурс на лучшую театральную постановку. В римском Театре всеми вопросами занимался руководитель труппы (dominus gregis), который покупал у поэта его произведение, ставил его на сцене, получая при этом финансовую помощь от властей. Первые спектакли играли на примитивных деревянных, подобно Театру флиаков, сценах, которые с трёх сторон окружали деревянные скамейки для зрителей.

В 55 до нашей эры Помпей построил в Риме первый каменный театр. Он органично соединил в себе элементы греческого Театра и Театра флиаков и служил примером при строительстве других театральных зданий в течение всего периода существования Римской империи. Римский Театр имел полукруглую орхестру. Его зрительный зал (cavea) с расположенными один над другим зрительными рядами делился проходами на ярусы и клинообразные сектора. Хорошо продуманная планировка Театра позволяла зрителю легко добраться до своего места. Парапет отделял зрителей от орхестры. Римский Театр, подобно греческому, не имел крыши, но над ним можно было натягивать тент из сукна. Как и во всех античных Театрах, здесь была отличная акустика. Здание скены (scaena) было многоярусным и по высоте равнялось высоте зрительного зала. Обращённую к публике стену скены (scaena frons) украшали колонны и картины. Перед этой стеной находился просцений (proscaenium), построенный на каменном цоколе дощатый помост. Просцений имел крышу и по бокам ограничивался параскениями. Высота прощения составляла примерно 1,5 м, а длина равнялась двойному диаметру орхестры. Попасть на просцений можно было через двери в стене скены и боковых стенах, а с орхестры — по ступенькам. Все спектакли играли на просцении, который уже имел опускающийся занавес. В орхестре, а она была чаще всего мощёной, стояли кресла для сенаторов. С каждой из двух сторон, между боковой стеной зрительного зала и зданием скены, имелись проходы к орхестре. Эти проходы имели навес. Над ними располагались места для высоких чиновников и часто императорская ложа.

В спектаклях были заняты профессиональные актёры. Во время исполнения ролей в трагедиях актёры надевали костюмы римского покроя, а в комедиях — римского или греческого покроя в зависимости от места действия спектакля. Кроме этого, они надевали парики, маски (начиная с эпохи Римской империи) и котурны (в трагедиях). Вход в Театр был свободным, его могли посещать даже дети и рабы (для последних требовалось особое разрешение). Развалины римского Театра (в основном зрительного зала и фундамента здания скены) можно встретить во многих местах, например, Риме, Помпеях, Аквинке, Сабрате и других.

ТеатрТеатр:

План греческого театра (Эпидавр, 3 век до нашей эры): 1 — орхестра; 2 — парод; 3 — проскений; 4 — скена; 5 — рампа

ТеатрТеатр:

Реконструкция скены

 

 

ТеатрТеатр:

Сцены из музыкальной драмы в честь Диониса (роспись на кратере с волютами, город Руво, 5—4 века до нашей эры)

 

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru