Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Травести – Тяжеловооружённые

     

Трагедия

ТРАГЕДИЯ

(греческое tragodia, латинское tragoedia — песнь козлов). Предшественником Трагедии уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит название «Трагедия»). Начиная со 2-й половины 6 века до нашей эры дифирамбы исполнялись в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актёра-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав таким образом предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввёл второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматическое действие, независимое от хора.

Внешнее построение Трагедии подчинено строгой схеме. После исполнения актёром пролога следует вступительная песнь хора — парод (parodos), затем отдельные сцены — эписодии (epeisodia), отделяемые друг от друга стасимами (stasimon). Вслед за последним эписодием хор исполняет заключительную песнь — эксод (exodus). Трагедия включала в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись Трагедии. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трёх Трагедий и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологические мотивы, драмы же на современные темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестаёт являться необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды.

Предпосылкой для расцвета Трагедии как жанра искусства явилась демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творчество которых представлено лишь отдельными фрагментами. Своего апогея греческая Трагедия достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистическое толкование актуальных проблем и событий, которые под прикрытием мифологических сюжетов нашли отражение в Трагедиях этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Трагедии ставились регулярно, постепенно становясь классическими. Благодаря этому в отличие от произведений других многочисленных трагиков 6—5 веков до нашей эры (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но всё же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в 4 веке до нашей эры, однако сохранились лишь явно подражательные Трагедии, среди которых и приписываемая Еврипиду драма «Рес».

Начиная с 240 до нашей эры городские власти Рима на всех праздниках организовывали театральные представления. Немногочисленные дошедшие до нас фрагменты римской Трагедии свидетельствуют о том, что большинство их представляло собой свободную обработку произведений греческих трагиков, в основном Еврипида и Эсхила. При этом предпочтение отдавалось драмам, сюжеты которых были заимствованы из легенд троянского цикла. В отличие от греческих римские Трагедии включали в себя множество музыкальных вставок и вокальных партий актёров, в то время как хоровые партии утрачивали свои ведущие позиции; в эпоху правления Суллы к каждому представлению Трагедии присоединялась ателлана, а позднее мим (подобие греческой тетралогии). Первую Трагедию в Риме поставил Ливий Андроник в 240 до нашей эры. За ним последовал Невий, создавший новый вид Трагедии претексту (fabula praetexta), в основу которой был положен сюжет из римской мифологии и истории. Главными действующими лицами претекст были римские чиновники, по названию одежды которых тога претекста (toga praetexta) — и получил наименование этот вид Трагедии. Вслед за этим появились многочисленные драмы Энния, в том числе на римские темы. Своих наиболее значительных представителей римская Трагедия получила в лице Пакувия и Акция. В качестве сюжета оба использовали греческие и национальные мотивы.

Начиная с 1 века до нашей эры публика постепенно начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Всё меньше появляется новых Трагедий, хотя некоторое время сохраняется мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В конце 1 века были написаны знаменитые Трагедии Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоёвывает исполнение отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произведений, а также пантомима. В 1 веке трагедийная поэзия переживает свой последний подъём, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли многие драмы Сенеки, некоторые римские Трагедии сохранились полностью, среди них есть одна претекста, авторство которой сомнительно. Произведения Сенеки оказали большое влияние на классиков итальянской, французской и английской драмы. Из всех литературных жанров античности Трагедия оказала самое большое влияние на мировую литературу. Формы освоения трагедийного драматического наследия античности включают в себя максимально приближенные к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гёльдерлин), заимствование сюжета (Гёте) и использование драматической структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и музыкальное переложение (Мендельсон).

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru