Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Фиала – Фиэк

     

Философия истории

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

. Первые в Греции серьёзные попытки осмысления истории (понятие Философии истории разработано в новое время Вольтером) были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием Востока концепции о «Пяти веках», суть которой заключалась в постепенном отдалении от идеальных условий золотого века (близость человека к богам, бездеятельная жизнь в гармоничном обществе). Эта концепция, отражающая определённый социальный опыт (Гесиод был выразителем настроений мелких земледельцев), во время расцвета полисов противопоставлялась концепции прогресса, то есть восхождения человечества от примитивных начал ко всё более высоким ступеням культурного развития. Согласно Протагору и Демокриту, о прогрессе культуры (в широком смысле) свидетельствует развитие техники, являющееся одновременно и степенью развития человеческих способностей.

Античные концепции прогресса в отличие от аналогичных концепций нового времени в большей степени были ориентированы на уже достигнутые в прошлом результаты, чем на совершенствование в будущем. Достигнутый уровень технологии и жизненного уклада (в условиях сравнительно мало развитого товарного хозяйства и рабовладения) рассматривался в общем как достаточный. Отдельные элементы софистической и демокритовской Философии истории были восприняты Платоном, но интерпретировались в релятивистском духе (при гармоничном сочетании с мифами о Золотом веке). Согласно учению об идее, создание нового и соответственно прогресс исключаются, поскольку существует лишь подражание вечным прообразам. Подобно Платону, Аристотель выступил с концепцией вечного круговращения, согласно которому катастрофы в природе отбрасывают человечество на более ранние ступени развития. В эпоху эллинизма демокритовская теория прогресса испытала дальнейшее развитие в эпикуреизме. Лукреций отмечает творческие силы человеческого духа, выражающиеся в развитии техники, науки и искусства, но в стремлении к постоянному совершенствованию внешних условий существования видит опасность для этического идеала — атараксии (душевный покой). Посидоний констатирует моральный декаданс в условиях технического прогресса.

Виднейший представитель христианской Философии истории Августин рассматривал историю человечества как осуществление божественных предначертаний, христианская наука достигла на этой основе (в противоположность теории циклов) закона прямолинейного развития с начальным и конечным пунктом (хилиазм). Существующие элементы философско-исторической рефлексии образовались в античной историографии. Довольно рано стали подниматься вопросы о складывающихся силах исторического развития, с этими вопросами были связаны попытки постичь определённые закономерности в историческом процессе. Если для Геродота все исторические процессы направляются единой божьей властью, которая определяет действия всех народов и отдельных индивидуумов, то Фукидид исходит из неизменной природы человека, основы исторического развития, приводящей к тому, что определённые события и положения повторяются постоянно. Вытекающая отсюда цель исторических трудов — наставление будущих поколений принята также Полибием. Подход к универсально-историческим наблюдениям, характерный и для Посидония, сводится к объяснению мировой истории с телеологических позиций, истолкованию её как процесса, который происходит в разных местах, независимых друг от друга, но по единому плану. Вероятно, исходя из взглядов Посидония о роли морального упадка в историческом процессе, Саллюстий пытался объяснить разложение римского общества в конце республиканского периода упадком нравов. Тацит также видел движущие силы исторического развития в нравственных решениях. Характерным для истолкования истории в Риме является так называемая теория жизненных возрастов, которая пыталась уложить исторический процесс в возрастную схему: детство, юность, зрелость, старость (у Сенеки Младшего, у Флора, в «Истории Августов», у Аммиана Марцеллина). Философско-исторические концепции античности оказывали на новое время сильное влияние, которое прослеживается в теориях возрастов от Бэкона до Гегеля. Античные авторы (особенно Лукреций) влияют также на теории прогресса эпохи Просвещения. Мысли о цикличности можно встретить у Макиавелли и Вико, позднее у буржуазных теоретиков Шпенглера и Тойнби.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru