Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Эак – Эльба

     

Эллинизм

ЭЛЛИНИЗМ

(hellenismus). Первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, затем распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена «История эллинизма» (1836—1843) понятие «Эллинизм» вошло в историческую науку. В немецкоязычной литературе это понятие стало обозначать историческую эпоху, которая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав римского государства (336—30 до нашей эры). Причины формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 века до нашей эры значение полисов упало, и они переживали острый социально-политический кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политического господства над греческими полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в городе Пелла, хотя в горных районах ещё было сильным влияние родовой знати. В то же время в персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и так далее) обнаружились отчётливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство).

Эллинистическая эпоха охватывает, таким образом: 1) период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334—323 до нашей эры); 2) распад этого государства и образование на его основе «эллинистических» и восточных государств в течение войн диадохов (323—280 до нашей эры); 3) историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280—30 до нашей эры).

Наиболее существенный вопрос для оценки этой эпохи, в отношении которой мнения учёных расходятся, это вопрос об объёме и последствиях, которые имело образование государств с македонскими династиями на Востоке и в греческом регионе. Это касается как социально-экономических, так и культурных аспектов. Главная проблема — преобладали ли античная, то есть полисная, собственность на землю и классическое рабство на Востоке или нет. Важнейшими эллинистическими государствами были сама Македония с династией Антигонидов (основателем которой был полководец Антигон Одноглазый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), государство Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также иранские области), Египет под властью Птолемеев (к которому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в котором царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоятельные образования на южном побережье Чёрного моря (Вифиния, Каппадокия. Понт) и в Армении.

Первоначально подчинённые Александром Македонским иранские области и мелкие княжества на индийской границе уже в 3 веке до нашей эры не устояли перед Парфянским государством и расширяющейся империей Маурьев. Так называемое Греко-бактрийское государство под руководством вождей греческих наёмников продержалось некоторое время между этими государствами. Полисы Балканской Греции получили некоторую автономию, но тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоятельную политику.

В культуре восточных эллинистических государств отчётливо прослеживается сильное греческое влияние (в архитектуре, официальном языке и так далее). Греческие переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистических царствах, распространили здесь античную форму частной собственности в ремесле и в сельском хозяйстве (в районах, непосредственно прилегающих к городам). В них существовало также классическое рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоятельных политических и социально-экономических единиц, как в классическом периоде греческой истории. Они являлись частью государства (например, древнегреческие города на малоазиатском побережье), в лучшем случае — зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях). В греко-эгейском регионе античный социально-экономический базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства производства и на господстве рабовладельческих отношений. Хозяйство по-прежнему концентрировалось в городе. Так как число рабов вследствие многочисленных войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В восточных эллинистических государствах основой аграрного производства оставалась сельская община, типичной формой собственности — царская (особенно на землю). Личная зависимость царских крестьян составляла основу производственных отношений. Значительную часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистические цари, как и древневосточные деспоты, передавали сановникам и храмам, которые должны были выплачивать за её использование налог. В эллинистических городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преимущественно из греков. В философии того времени отразился кризис полисной системы, главными направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В области религии всё больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую, загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политических событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возникновением царских дворов греко-македонских династов в новых столицах и их музеях стало концентрироваться искусство. Изобразительное искусство всё более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Литература обогащалась восточными формами, в том числе легендами и апокалипсическими мотивами.

Начиная со 2 века до нашей эры эллинистические государства стали жертвами римской экспансии: Македония и Греция — в 148—146 до нашей эры, Пергам — в 129 до нашей эры, государство Селевкидов (в 83 до нашей эры завоёванное Тиграном Армянским) — в 64 до нашей эры, Египет — в 30 до нашей эры. В эллинистическую эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относительно жизнеспособные государства, элементы которых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феодального порядка.

ЭллинизмЭллинизм:

Государства Александра Македонского и диадохов

 

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru