(от греческого enkyklios и paideia — обучение по всему кругу знаний). Стремление к энциклопедическим знаниям обнаруживается впервые у представителей греческой софистики в 5—4 веках до нашей эры, особенно у Гиппия из Элиды. Однако ни софисты, ни более поздние греческие учёные энциклопедических трудов не писали. Энциклопедия скорее специфический римский литературный жанр. Наряду с греческой культурой и образованием римляне познакомились с достижениями греческой науки, заимствовали их, оценив их полезность.
Различали два вида Энциклопедий 1. Сборники, в которых помещён научный материал. Из них следует прежде всего указать на главный труд М. Терренция Варрона «Древности человеческих и божественных дел» (“Antiquitates rerum humanarum et divinarum”) в 41 книге (утрачен) и сохранившуюся «Естественную историю» (“Naturalis historia”) Плиния Старшего в 37 книгах. 2. Энциклопедии, где давалось систематическое изложение разных отраслей знания (греческое enkyklios paideia, римское artes liberales). Первую такую Энциклопедию составил упомянутый выше Варрон в своём утраченном потом груде “Disciplinae”, состоявшем из 9 книг. В них Варрон к «семи свободным искусствам» (грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии) присоединил также медицину и архитектуру, видимо учитывая их практическую пользу.
Греческое образование нашло своё воплощение в средневековой форме artes liberales, что было прежде всего заслугой Варрона. Поэтому все позднейшие Энциклопедии «семи свободных искусств» прямо или косвенно связаны с «Дисциплинами» Варрона. К таким Энциклопедиям относятся труд Марциана Капеллы (4—5 веков нашей эры) «О свадьбе Меркурия и Филологии» (“De nuptiis Mercurii et Philologiae”) и — на исходе античности — изложения artes liberales Кассиодора (6 век) в 2 книгах «Наставлений» (“Institutiones”), а также Исидора из Севильи (6—7 веков) в начале его «Этимологии». Кассиодор и Исидор разрабатывали «свободные искусства» в рамках своих трудов, где нашёл отражение круг знаний того времени. Они поставили «семь свободных искусств» на службу универсальному духовному образованию, как это было принято в средневековье.
Национально-римская форма образовательной Энциклопедии нашла своё воплощение в «Книгах для сына» (“Libri ad filium”) Катона Старшего (ныне утрачены), которые он создал за полтора столетия до «Дисциплин» Варрона. В этих книгах были представлены особенно важные для каждого римлянина разделы сельского хозяйства, медицины, риторики, военного дела. Своей Энциклопедией Катон хотел заменить греческое образование. Те же отрасли знания, что и Катон, двумя столетиями позже разрабатывал Корнелий Цельс (во времена Тиберия). Из его “Artes” названных Энциклопедией, сохранилось 8 книг по медицине. Этот труд не стал руководством для общего образования, но содержал обширные специальные научные знания.