(греческое надпись), первоначально надписи на памятниках, жертвоприношениях и так далее, принадлежит к исконно греческим творческим жанрам. Её отличительный признак — меткость выражений и (с 8 века до нашей эры) метрическая форма (в основном элегический дистих). С 4 века до нашей эры Эпиграмма потеряла свою первоначальную функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Эпиграмм значительная доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаических произведений ко времени Персидских войн возникли полные простоты и благородного достоинства Эпиграммы с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до нашей эры появляется так называемая аттическая Эпиграмма, её признаком являлась перегруженность софистическими и риторическими элементами. В противоположность этому (примыкая к произведениям Симонида 5—4 веков до нашей эры) развивалась форма, в которой проявлялась углублённость, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна).
В эпоху эллинизма известны две школы Эпиграммы: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионическая, в которой естественность языка связана с реалистическим изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в середине 3 века. На рубеже 2 века этот жанр вновь расцвёл в финикийской школе, примыкающей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Эпиграммы (эпитафии животным). С 1 века до нашей эры Эпиграммы знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии).
В римской литературе этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Литературная латинская Эпиграмма имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторических школах для усовершенствования языка существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Эпиграммы в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они всё больше содержали насмешливо-сатирические черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Эпиграммах Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности.
В христианстве Эпиграммы распространились с 4 века нашей эры преимущественно как надгробные и посвящённые мученикам надписи, но имели и другое содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Выдающимися авторами христианских Эпиграмм были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Эпиграмма (латинская, реже греческая) была излюбленной формой энкомиастического и полемического произведения. В Германии этот жанр стал обычным с 17 века в форме сентенций и экспромтов, употреблялся в политической и литературной борьбе: Опиц, Логау, Лессинг, Шиллер, Гёте, «Молодая Германия», Бехер.