Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Эмаль – Эпос

     

Эпиграмма

ЭПИГРАММА

(греческое надпись), первоначально надписи на памятниках, жертвоприношениях и так далее, принадлежит к исконно греческим творческим жанрам. Её отличительный признак — меткость выражений и (с 8 века до нашей эры) метрическая форма (в основном элегический дистих). С 4 века до нашей эры Эпиграмма потеряла свою первоначальную функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Эпиграмм значительная доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаических произведений ко времени Персидских войн возникли полные простоты и благородного достоинства Эпиграммы с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до нашей эры появляется так называемая аттическая Эпиграмма, её признаком являлась перегруженность софистическими и риторическими элементами. В противоположность этому (примыкая к произведениям Симонида 5—4 веков до нашей эры) развивалась форма, в которой проявлялась углублённость, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна).

В эпоху эллинизма известны две школы Эпиграммы: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионическая, в которой естественность языка связана с реалистическим изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в середине 3 века. На рубеже 2 века этот жанр вновь расцвёл в финикийской школе, примыкающей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Эпиграммы (эпитафии животным). С 1 века до нашей эры Эпиграммы знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии).

В римской литературе этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Литературная латинская Эпиграмма имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторических школах для усовершенствования языка существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Эпиграммы в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они всё больше содержали насмешливо-сатирические черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Эпиграммах Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности.

В христианстве Эпиграммы распространились с 4 века нашей эры преимущественно как надгробные и посвящённые мученикам надписи, но имели и другое содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Выдающимися авторами христианских Эпиграмм были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Эпиграмма (латинская, реже греческая) была излюбленной формой энкомиастического и полемического произведения. В Германии этот жанр стал обычным с 17 века в форме сентенций и экспромтов, употреблялся в политической и литературной борьбе: Опиц, Логау, Лессинг, Шиллер, Гёте, «Молодая Германия», Бехер.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru