|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Эмаль – Эпос
Эпикур
- ЭПИКУР
-
(греческое Epikuros), древнегреческий философ. Родился в 342—341 до нашей эры на острове Самос, умер в 271/270 в Афинах. Ученик Навсифана, последователя Демокрита, продолжатель левкиппо-демокритовской атомистики. Основал в 310 до нашей эры в Митилене философскую школу (греческое Kepos). В 306 перенёс эту школу в Афины. Школа получила название «Сад Эпикура». Возглавлял её до самой смерти. От трудов Эпикура до наших дней сохранилось три письма и “Kyriai doxai” («Главные мысли») в одной из 10 книг Диогена Лаэртского, отрывки из основного произведения «О природе» (на папирусе), а также многочисленные фрагменты других трудов.
Учение Эпикура состоит из каноники, физики и этики. Каноника (логика) выдвигает критерии, по которым можно определить, что является истинным, а что ложным; указывает, к чему нужно стремиться и чего следует избегать. Все чувственные восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения проверяется практически ощущениями удовольствия или неудовольствия. Учение Эпикура о природе (физика) примыкает к системе Демокрита и направлено на организацию практической деятельности, которая должна освобождать людей от суеверий религии и страха смерти. Эпикур внёс изменения в теорию атомов по сравнению с предшественниками (гипотеза о произвольном отклонении атомов от вертикального падения). Эта гипотеза не только объясняет образование мира в процессе столкновений атомов во время их падения в пустом пространстве, но и даёт натурфилософское обоснование свободы воли, свойственной индивидууму (этика): по Эпикуру, атомы души обладают индетерминированной свободой, и от них зависят наши поступки, которые не подчинены никакому принуждению. Цель человеческой жизни — удовольствие, но последнее трактуется не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если стремиться к покою, уравновешенности, душевному миру, «штилю» духа, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте (любимое выражение Эпикура: “Lathe biosas” — «Живи скрытно»), в тесном дружеском кругу, неучастие в государственной жизни — эти советы отражали эпоху, когда политическая нестабильность угрожала государству и личности. Отсюда индивидуалистический и созерцательный характер этики Эпикура. Для духовных наслаждений необходимо быть добродетельным; чтобы быть добродетельным, нужно быть мудрым. Привычная вера в бога Эпикуром отвергалась, по Эпикуру, боги — блаженные существа, которые живут в Intermundien («междумириях») и ни во что не вмешиваются.
Жизнь Эпикура протекала в полном соответствии с постулатами его учения. Ему претила показная роскошь. Эпикура почитали многочисленные друзья и ученики — его современники, а также позднейшие последователи. В его школе обучались также женщины и рабы. Влияние Эпикура на римлян заметно у Горация и особенно у Лукреция, в его философских поэмах. Учение и сама личность Эпикура в последующие столетия, так же как и некоторыми современниками, подвергались клеветническим нападкам. Лишь к началу нового времени, особенно благодаря работам Гассенди (1582—1655), начал воссоздаваться истинный образ Эпикура. О различии натурфилософии Эпикура и Демокрита писал К. Маркс в своей докторской диссертации 1841.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|