Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Эмаль – Эпос

     

Эпос

ЭПОС

(греческое epos — слово, стих). Жанр Эпоса в античности охватывает длинные, широкомасштабные произведения, почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Эпоса являются исполнявшиеся при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь мифических героев. Их отличительными признаками служат метрическая форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и музыкальное сопровождение исполнения. Древнейшими из дошедших до нас эпических произведений являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Возникшие на западном побережье Малой Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греческой родины, эти произведения представляли собой героические поэмы высокого художественного достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и её этические представления; «Одиссея» содержит многие народные черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греческого Эпоса веками оставались связанными с Гомером. В противоположность гомеровскому Эпос Гесиода характеризуется тематическим обращением к мифам о богах («Теогония»), изображением быта земледельцев, («Труды и дни»), дидактической направленностью и присутствием в произведении автора.

От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпической поэзии. В гомеровских традициях составлены относящийся к 7—6 векам до нашей эры так называемый эпический цикл (известный только по фрагментам); Эпос по материалам троянских и фиванских циклов легенд, так называемые гомеровские религиозные гимны; краткие изложения мифического материала для культовых потребностей; две сочинённые неизвестным автором в 6—5 веках до нашей эры пародии на героическую эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпических произведений 7—4 веков до нашей эры, в которых разрабатываются мифологические и исторические материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов.

Напротив, с Гесиодом связаны главным образом философские поэмы 6—5 веков до нашей эры (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактические поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы исторической и мифологической тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произведений эпической поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намёков на далёкие сказания. Последний значительный взлёт греческой эпики — византийский национальный эпос о Дигенисе Акрите.

Римский Эпос развивался в созданных греками формах — исторической и дидактической. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполненный Ливием Андроником. Первыми значительными произведениями, использовавшими исторический материал, были “Bellum Punicum” («Пуническая война») Невия, составленная по образцу текста Ливия Андроника (в национальном сатурническом стихотворном размере), «Анналы» Энния (сочинение, излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязательным также и для римской эпики). Последователями Энния в использовании исторического материала были Акций, Фурий и Гостий. Одновременно с историческими возникают дидактические эпические произведения. Все они по содержанию и художественным достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактической поэме Лукреция “De rerum natura” («О природе вещей») и «Георгикам» Вергилия. Вершиной римского Эпоса является «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхождением гомеровской традиции и ставшая национальным Эпосом у римлян. Поэтическая техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений. Множество эпических произведений появилось во времена Империи. Их тематика включала исторические сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирические черты (Аполлинарий Сидоний).

В христианском Эпосе использовался преимущественно библейский материал (Альцим Авит). Эпические поэмы средневековья и нового времени по своему содержанию носят сильный отпечаток античности. Так, «Божественная комедия» Данте основывается на 6-й книге «Энеиды»; подражание Вергилию заметно в среднелатинской песни «Вальтарий» частично и в «Песни о Нибелунгах». Гомеровское влияние сильнее ощущается у Мильтона, Фосса и Гёте («Ахиллеида», «Герман и Доротея»).

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru