(от греческого aisthanesthai — воспринимать посредством чувств). Эстетика как особая дисциплина вычленяется в 18 веке у А. Баумгартена (1714—1762), введшего термин и понятие «Эстетика». Однако уже в древнюю классическую эпоху Эстетика стала развиваться как самостоятельная наука, основы которой заложили греки. Их теоретические разработки были продолжены римлянами. Надо заметить, что эстетические суждения в классические времена главным образом являлись составной частью натурфилософии, теории государства, этики и педагогики. Эстетические категории (красота, гармония, мера) в античные времена считались не только характеристикой и эталоном произведения искусства или явления природы, но и формообразующими принципами как природы в целом (космос), так и общественной жизни (полис). По этой причине совокупный комплекс Эстетики не представлял собой в античности нечто замкнутое и обособленное: либо эстетические проблемы обсуждались во взаимосвязи с другими проблемами, либо отдельные части Эстетики рассматривались самостоятельно.
Труды, посвящённые эстетическим проблемам, большей частью утрачены. Наиболее полно сохранились источники в области поэтики, тесно связанной с риторикой. Наибольшую ценность представляют «Поэтика» Аристотеля, «О поэтическом искусстве» Горация, а также груды Филодема и Плутарха. Начала античной музыкальной Эстетики дошли до нас в форме фрагментов произведений пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Аристоксена, Филодема и других. Из обширной античной теоретической литературы об изобразительном искусстве, за исключением нескольких ссылок у Платона и Аристотеля, а также фрагментов у Витрувия, почти всё представляющее ценность утрачено, как, например, «Канон» Поликлета. Сохранились более поздние описания произведений искусства, сделанные Плинием Старшим, Филостратами, Каллистратом и отчасти в описаниях путешествий (Павсаний).
В достаточно полной мере судить об эстетических взглядах в античную эпоху позволяют сохранившиеся произведения искусства: скудные остатки живописи, более полно сохранившиеся произведения поэзии и скульптуры и почти полностью утраченные музыкальные произведения. Они свидетельствуют о том, что греческая литература и искусство уже достигли высокого уровня развития, когда возникли начала Эстетики. Она затронула вопросы, которые сохранили актуальность по сей день и ответы на которые античной Эстетики явились значительным вкладом в Эстетику реализма.
Развитие античной Эстетики делится на четыре периода:
1. Доклассический период (от начала до конца 5 века до нашей эры); хронологически он совпадал с периодом, когда греческие города-государства достигли вершины своего социально-экономического, политического и культурного развития, и характеризуется выделением на первый план красоты, гармонии и меры, рассматривавшихся иногда с материалистических позиций (Гераклит, Демокрит).
2. Классический период; его начало относится к 4 веку до нашей эры и характеризуется начинающимся упадком экономического и политического могущества греческих городов-государств; связующим элементом этого периода с первым являлись эстетические разработки Сократа; к наивысшим достижениям классической Эстетики принадлежит идеалистическая Эстетика Платона и возникшая в противоборстве с ней Эстетика Аристотеля, содержавшая значительное количество материалистических элементов. В качестве основных проблем в этот период рассматривались: отношение искусства к действительности (mimesis); красота; социальные, политические, этические и педагогические аспекты воздействия искусства; форма и содержание произведений искусства; вопросы категорий.
3. Римский период; его наивысшие достижения относятся к 1 веку до нашей эры. Предпосылками возникновения и развития римской Эстетики являлись расцвет политической государственности и культуры Рима, упадок республики и укрепление власти императоров. Она вобрала в себя лучшие достижения греческой Эстетики и обогатила её собственным содержанием. Римская Эстетика занималась, в частности, проблемами стиля, отдельными эстетическими категориями (Гораций, Цицерон) и создала развёрнутую, обоснованную, материалистическую теорию возникновения культуры и искусства (Лукреций).
4. Позднегреческий период (1—3 века нашей эры); хронологически он совпал с углубляющимся кризисом и упадком эллинистической культуры, вызванными распадом Римской империи. Позднегреческая Эстетика рассматривала в первую очередь вопросы стиля и формы, отдельные эстетические категории (возвышенное у Псевдо-Лонгина; фантазия у Филострата Старшего), различные художественные выразительные средства и воздействие искусства. Упадок античной Эстетики наиболее отчётливо просматривается в метафизически-аскетическом учении Плотина о красоте, сыгравшем роль связующего элемента со средневековой Эстетикой.
Непреходящее значение античной Эстетики объясняется тем, что на вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении искусства и действительности её лучшие представители, отвечали с материалистических позиций, доказывали объективность прекрасного, ставили человека в центр эстетических суждений, подчёркивали общественно-воспитательную роль искусства, разработали новые эстетические категории и способствовали решению проблем, которые были связаны с другими категориями Эстетики. В эпоху Возрождения некоторые из произведений античности по эстетике, например, труды о поэтике Аристотеля и Горация, приобрели каноническую значимость. Наибольшее воздействие античная Эстетика оказала на развитие итальянского Ренессанса, французского классицизма, Просвещения (Дидро, Лессинг), наложила заметный отпечаток на творчество немецких классических поэтов, искусствоведов и философов (Форстер, Винкельман, Гёте, Шиллер, Гёльдерлин и Гегель).