Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Эразм Роттердамский – Ээт

     

Этика

ЭТИКА

(греческое). Названием и выделением в особую научную дисциплину Этика обязана Аристотелю, но основы её были заложены ещё Сократом. Первые этические размышления можно встретить уже в изречениях Семи мудрецов, разумеется, без какого-либо философского обоснования. Этико-религиозными вопросами основательно занимались Пифагор и его школа. Повторное рождение, исходя из теории переселения душ, рассматривалось как расплата за предшествовавшее существование, не удовлетворявшее этическим нормам. Антидемократические аристократические позиции пифагорейцев разделяли Гераклит и элеаты. Этика Демокрита была ориентирована на рабовладельческую демократию полисов. Удовольствия, возникающие из чувственных возбуждений, Демокрит считал сомнительными и относительными. Истинное счастье (Eudaimonia) возникает при ровном и мирном настроении, которое обусловлено едва заметным движением атомов огня. Познание истины есть предпосылка достижения душевного покоя. Антропология, направление, которое философия приняла у софистов, большей частью настроенных демократически, повернуло её к этическим проблемам. Некоторые софисты видели в естественных побуждениях человека основу норм поведения и отрицали необходимость подчинения индивидуума существующим юридическим нормам.

Против отрицания обязательных нравственных норм было направлено учение Сократа о морали. По его мнению, сознательно нельзя действовать неправильно. Тот, кто имеет правильные взгляды, поступает хорошо и благодаря этому счастлив. Следовательно, добродетели можно научить. Однако дать определение этому подлежащему изучению добру Сократ не смог. Киники видели добро в добродетели, а добродетель в непритязательности, ибо считали, что рабом человека делают его желания. Киренаики, как представители гедонизма, видели добродетель в способности к наслаждению. Борьба между обоими воззрениями отражала противоположности внутри полиса. Платон, Аристотель, Эпикур, Стоя соглашались с Сократом в том, что добродетель и счастье вырастают из познания и что, следовательно, все мудрые добродетельны и могут быть счастливы. Для Платона высшее благо состоит в познании идеи, в особенности идеи добра. В дополнение к своей психологии Платон выдвинул основные добродетели. Аристократическая мораль Платона адресована не отдельному индивидууму, а всему человеческому роду. Аристотель видел высшее счастье для каждого отдельного существа в проявлении его природы. Но природа, сущность человека, по Аристотелю, это его разум, способность употребления разума есть, следовательно, добродетель, и использование разума само по себе приносит удовлетворение и наслаждение. Различие между этическими добродетелями, связанными с характером человека (храбрость, самодисциплина, щедрость), и дианоэтическими добродетелями, связанными с его разумом (ум, проницательность, понятливость, мудрость), определяется различием между здравым смыслом и мышлением.

Поскольку человек — существо политическое (zoon politikon), то его добродетель может реализоваться только в государстве. Для Стои единственное средство сделаться счастливым — умение правильно соотносить желание и действия. Мудрый стремится быть независимым в своих поступках от внешней среды. Поздняя Стоя стремилась к жизни в согласии с природой. По своей природе человек является существом общественным, общество представляется стоикам как космополитическое мировое государство. Этика Эпикура носит ярко выраженные индивидуалистические черты. Чувство удовольствия признавалось критерием того, что сообразно с природой. Духовное наслаждение превыше телесного, продолжительное и спокойное состояние кратковременного и неспокойного. Цель действий — достижение внутренней безмятежности и отсутствие страданий. Эпикур отстаивал свободу воли и был равнодушен к государственным и политическим делам, высоко оценивал дружбу.

Существовавшим ранее индивидуалистским воззрениям скептики противопоставляли единодушное мнение, что не знания и суждения, а воздержание от суждений служит предпосылкой к счастью, они отрицали возможность познания. Этика Стои, Эпикура и скептиков отразила отход от полисной системы и её распад. Их господствующее положение в соответствующих философских системах было признанием мнения, что философия перед лицом неустойчивых общественных отношений должна оказывать поддержку и жизненную помощь человеку.

В Риме (за исключением отдельных представителей научной Этики — Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преимущественно практически ориентированная Этика. Влияние этического наследия Стои и Эпикура было весьма существенным. По Филону, высшее благо — это экстатическое слияние с богом. Чтобы этого достичь, необходимо не только владеть собой, но и искоренять аффекты. Поворот к религиозному мистицизму можно констатировать также в неоплатонизме. Согласно Плотину, блаженство состоит в совершенной жизни, но достичь этого возможно лишь в мышлении. Связь души с телом — основа всех зол, очищение души от всего чувственного служит предпосылкой к счастью и само по себе добродетельно. Этот тезис развил Порфирий, требуя аскетических упражнений, безбрачия, отказа от зрелищных представлений и так далее. Влияние этой теории испытало раннее христианство, Этика которого основывается на откровении и вере, отправная точка последних не в обществе и не в человеке, а в боге.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru