(латинское vasa, итальянское vasi — сосуды, посуда), сосуды из обожжённой глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как Вазы в современном смысле), посвятительные и погребальные сосуды.
Вазы, которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии — на гончарном круге, следует отличать от Ваз, производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти Вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и другие). В росписи Вазы различаются несколько видов техники. В геометрическом стиле (9—8 века до нашей эры) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующему (ковровому) стилю 7 века свойственна контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в конце 7 века. В её аттическом варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более точное членение и пластическое изображение. Менее чем через столетие появляется краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожжённой глины. Изображение, таким образом, было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различной толщины лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановление, реоксидация). Наряду с применявшейся на аттических и нижнеиталийских Вазах вплоть до 2-й половины 4 века до нашей эры краснофигурной техникой в 5 веке появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника пережила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 века до нашей эры.
Типы Ваз: для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); Вазы для наливания и черпальные Вазы (гидрия, ойнохоя, киаф); Вазы для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие Вазы (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида).
Центры изготовления Ваз. Во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерским. В 7 веке первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономической и политической областях (протокоринфские и коринфские Вазы). Лишь в середине 6 века до нашей эры вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономическим усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских Ваз и Ваз из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковременным расцветом этих городов. Во 2-й половине 5 века наряду с аттической вазописью, переживавшей определённый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вытесненная в свою очередь в 4 веке апулийскими Вазами и отличающимися оригинальностью изображений флиаковскими Вазами. Свидетельством вторичного расцвета аттических мастерских в 4 веке являются пантикапейские Вазы. Из Ваз эллинистического времени внимания заслуживают в греко-восточном ареале так называемая керамика западного склона (западной части афинского Акрополя), а на италийском Западе — керамика из Гнафии.
Значение Ваз. Как украшенные фигурами Вазы геометрического и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредственного знакомства с мифологическими представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность Ваз придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок Ваз по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греческих городов.