(греческое землеописание, сведения о Земле). Задолго до возникновения научной Географии некоторые её вопросы занимали определённое место в мифических воззрениях греков. В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Горизонт гомеровской «Одиссеи» достигал Сицилии и Южной Италии. В легендах об аргонавтах нашли отражение знания греков о районах вплоть до Черного моря. Сказания о Геракле (Атлас, Геркулесовы столбы, сады Гесперид) и эпос об аримаспах Аристия из Про-Тконесса свидетельствовали о знакомстве с Атлантическим океаном и областями на Севере и Востоке Черного моря. Финикийская и греческая колонизация побережья Средиземного моря, торговые связи и, позднее, знакомство греков с простиравшимся до самой Индии Персидским царством были предпосылками для составления карты мира Анаксимандром (около 550 до нашей эры), а также для труда Гекатея Милетского (около 500) «Описание Земли» («Ges periodos») с картой, в котором главное место уделено этнографии. Последователь Гекатея Геродот (5 век до нашей эры) сам предпринял дальние путешествия (в его историческом труде имеются многочисленные этнографо-географические экскурсы). В двух книгах по Географии своего исторического труда Эфор (350) поместил восходящую к Демокриту карту ойкумены (греческое oikumene — обитаемая земля) в виде прямоугольника, границы которого заселены кельтами, скифами, индийцами и эфиопами.
Некоторый прогресс в Географии означало восходящее к Пармениду учение о зонах Евдокса Книдского (4 век до нашей эры), который по наклону солнечных лучей в различных точках Земли установил несколько различных «климатов». Евдокс Книдский первым рассчитал также размеры Земли, исходя из высказанного Парменидом утверждения о шарообразности Земли. Как и большинство географов, он поместил обитаемую землю к Северу от экватора, Африку представлял простирающейся до южного полушария. Наряду с вопросом о положении ойкумены на земном шаре обсуждалась и другая проблема, связанная с шарообразностью Земли: охватывает ли Океан Землю (так, Аристотель отделил Испанию от Индии лишь узким морем и тем самым вдохновил Колумба к открытию Америки) или, наоборот, Земля окружена Океаном. Древнее представление о так называемой диафрагме, разделительной широтной линии, образованной Гибралтарским проливом — Средиземным и Черным морями — рекой Риони, было уточнено Дикеархом (около 300 до нашей эры) при помощи воображаемой линии Гибралтар — Сардиния — Сицилия — Пелопоннес — Родос — Тавр — Гималаи. Ему также принадлежит определение меридиана по линии Дон — Нил и математические расчеты высоты гор. Новому обогащению географических знаний способствовали походы Александра Македонского на Восток, а также плавание Пифея из Массалии на европейский Север и Северо-запад (4 век до нашей эры). Это расширило горизонт греков от Ирландии на Западе до Передней Индии на Востоке. Эратосфен (3 век до нашей эры), обработавший эти новые данные, создал термин «География» и положил начало собственно научной Географии, считая разработку карт главной её задачей, на второе место ставя чисто литературное изложение. Благодаря этому географическая литература разделилась на две ветви.
Литературная География с акцентом на этнографию получила развитие в трудах Полибия, Посидония и Страбона. У Полибия появился термин «хорография» (греческое сведения о странах), римляне стали называть этим термином свои географические труды. К этому направлению принадлежали позже Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесарийский. Другое направление было представлено Гиппархом из Никеи (2 век), который, исходя из взглядов Эратосфена, разрабатывал определения географических координат на основе астрономических параметров. Карта мира Агриппы (умер в 12 до нашей эры) основывалась на данных Эратосфена и тех сведениях, которые содержались в римских итинерариях. Благодаря этому Плиний Старший (умер в 79 нашей эры) смог применить сведения, добытые в ходе римских завоеваний в Западной и Центральной Европе, в своей «Естественной истории». Приверженцами научной Географии во 2 веке были Марин Тирский, который впервые применил учение Гиппарха, выполнив карту Земли в цилиндрической проекции, а также Клавдий Птолемей, использовавший эту систему, а также коническую проекцию, став, таким образом, предшественником Меркатора. Птолемей представлял собой высший этап античной Географии. Его географическая карта охватила на Западе — Ирландию, на Севере — Скандинавию (которая тогда считалась островом), на Юге — озеро Чад и на Востоке — Китай. Практическую ценность имели итинерарии, предпосланные картам.
Другие жанры географической литературы составили описания побережья (Periploi), перечисления гаваней (прообраз средневековых Portulanes), отчеты о путешествиях (Peri(h)egesen), а также специальные сочинения о географических явлениях. Ничего общего с ними не имеет «Expositio totius mundi» — античная экономическая География (4 век). После Птолемея античная География пришла в упадок. Такие труды, как «География» Страбона, больше не цитировались по первоисточнику, их место заняли компилятивные сборники. Большинство отцов церкви выступало против теории о шарообразности Земли. «Христианская топография» александрийского купца Космы Индикоплова (6 века) заменила птолемеевские представления библейскими. Широкое распространение вплоть до средневековья получила поэма Дионисия Периегета (2 век) с её скудными географическими познаниями и её латинским переводом. От византийского времени сохранились подборки для нужд управления, списки епископств и использованный еще Константином Багрянородным (10 век) «Путеводитель» («Synekdemos») Гиерокла (6 век). С другой стороны, заслугой византийцев являются изготовленные в 9 веке копии сочинений Страбона, Птолемея и сборника небольших географических произведений античности, которые позже на латинском Западе заложили основу географического Ренессанса. Учение о шарообразности Земли в Византии представляли Михаил Пселл (11 век) и Никифор Блеммид (13 век).