(греческое glyptike), искусство художественной или ремесленной обработки драгоценных камней и стекла. Важнейшие виды Глиптики — геммы и камеи. Кроме того, к Глиптике относится изготовление художественно украшенных металлических колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Глиптика возникла в Месопотамии, где с 5-го тысячелетия до нашей эры употреблялись штемпельные, а позднее цилиндрические печати. Египетские скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в северо-восточные страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Линзообразные лентоиды и миндалевидные амигдалоиды, которые нанизывались, как бусы, на шнуры, изготовлялись, как правило, из серпентина.
При господстве в Греции геометрического стиля были введены новшества в обработку кости и камня, что выразилось прежде всего в высоком качестве печатей того времени. Так называемые «островные камни» (7 век до нашей эры) носят следы влияния восточных образцов. В начале 6 века до нашей эры в Грецию попали скарабеи (с изображением жука). Материалом для них вплоть до времён Рима служил камень сердолик. В то время как изображение самого жука было сильно упрощено, рисунок на его овальной нижней поверхности постоянно усложнялся. Мотивами этих архаических гемм являются фигуры или пары фигур, взятые из мифологии или повседневной жизни. Нередко скарабеи просверливали и носили как кулоны; вставленные в оправу, они могли быть кольцами или амулетами. В конце 6 века до нашей эры скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греческая Глиптика 5 и 4 веков до нашей эры (классический период) предпочитала гладкие выпуклые камни, скарабеоиды из халцедона и яшмы. Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского (2-я половина 5 века), от которого сохранились четыре геммы с подписью мастера; среди них один из первых реалистических портретов.
В конце 4 века до нашей эры начали обрабатывать камни большей яркости и твердости (аметист, гранат, изумруд). Сначала преобладали перстни с выпуклыми камнями, позже они были заменены плоскими. Обычно мастера подписывали свои произведения. Имена некоторых из них дошли до нас благодаря письменным источникам. Не сохранились творения Пирготела, который вырезал на изумруде портрет Александра Македонского. В 3 веке до нашей эры появляются многочисленные камеи, которые высоко ценились при дворе Птолемеев, а позже римских императоров.
В период поздней Республики создается множество изделий из камня и стекла, подражающих эллинистическим или этрусским образцам. В эпоху ранней Римской империи произошёл новый расцвет Глиптики. Наряду с камеями (Августова гемма) придворных мастеров и подписанными шедеврами появляется большое количество анонимных камней и изделий из стекла, подчас весьма высокого качества. Сюжеты этих гемм отражают различные стороны римской жизни. Наряду с вышеназванными камнями появляются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во время поздней Империи преобладали грубо обработанные камни, носимые часто как амулеты (например, «гностические» геммы). Мягкие камни обрабатывались простыми инструментами, а твердые подвергались обязательной шлифовке заостренными вращающимися круглыми или плоскими фрезами, корундовой и алмазной пылью. Для нанесения тончайших штрихов пользовались алмазным острием. Имелись ли лупы — неизвестно. Так как геммы чаще всего использовались для оттиска печати на мягком материале, изображения на них, как правило, делались профильными. Оттиск точно передавал оригинал, не отражая, однако, его красок и яркости. Драгоценные геммы коллекционировались уже в древности (дактилиотеки). В средние века древним геммам подражали, в эпоху Ренессанса и барокко изучение гемм вызвало новый расцвет Глиптики. С середины 18 века в связи с развитием буржуазно-гуманистических стремлений к образованию слепки с античных гемм стали систематически собираться и описываться.