|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Евангелие – Журавель
Женщины
- ЖЕНЩИНЫ
-
. Во времена некоторых догреческих средиземноморских культур, в Египте и крито-минойской культуре, Женщины занимали высокое место в обществе, следы этого сохранились в Карий и Ликии. В архаическую эпоху в Греции Женщины, как это видно из гомеровского эпоса (в частности, «Одиссеи»), пользовались относительной самостоятельностью. В классическую эпоху ситуация в этом отношении складывается менее благоприятно, однако можно отметить существенные различия в положении Женщин между отдельными полисами. В Афинах жизнь как молодой девушки, так и замужней женщины протекала почти исключительно дома. Они не имели практически доступа к образованию и общественной жизни. Только гетеры, обладавшие в большинстве случаев известным уровнем образованности, могли поддержать беседу с мужчинами и определённым образом вызвать их духовный подъём.
Общая ситуация вызывала пренебрежительное отношение к браку и презрительные высказывания о Женщинах выдающихся поэтов и философов. В правовом отношении положение Женщин также было менее благоприятно, чем положение мужчины, например Женщина не могла распоряжаться своим имуществом. В области религиозной жизни, прежде всего в мистериальных культах, Женщины пользовались определённым равноправием, в частности они могли быть жрицами. В Спарте положение Женщины было значительно свободнее, чем в Афинах. Воспитание девочек было сходно с воспитанием мальчиков, этому способствовало прежде всего внимание к их физическому развитию (занятия спортом). Замужние женщины занимали видное положение в своём доме, выступая в качестве госпожи (kyria), они имели право распоряжаться своим имуществом. В эллинистическую эпоху самостоятельность Женщин заметно возросла. Этому способствовало развитие взглядов некоторых философских направлений, прежде всего Стой, провозглашавших равноправие мужчин и женщин. В это время были созданы и более благоприятные условия для получения Женщинами образования. Экономически Женщины также стали во многом более самостоятельными. Они могли приобретать многие профессии. Так, существовали актрисы, певицы, поэтессы, врачи и спортсменки. Женщины среднего сословия часто работали рядом со своими мужьями, овладев навыками их ремесла. Наёмного женского труда не существовало (хотя среди рабов были Женщины). В числе выдающихся гречанок известны поэтесса Сапфо и супруга Перикла Аспасия.
В Риме уже во времена Республики Женщины занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, как хозяйки дома (domina) они обладали некоторой самостоятельностью. Участие римских Женщин в общественной жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государственном культе: весталки пользовались в римском обществе большим уважением. Постепенно становилось всё более благоприятным и их правовое положение. Во времена Империи права Женщин почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины из высших слоёв оказывали заметное влияние на политическую жизнь общества (Октавия, Ливия). Женщинам разрешалось вступать в брак по собственной инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Женщины из низших слоёв общества при конкубинате с мужчинами из высших слоёв могли подняться в своём социальном положении. Во времена Империи обнаружился повышенный интерес Женщин, в особенности из высших слоёв общества, к литературе, искусству, даже к изучению истории и философии.
Положение Женщины снова ухудшилось в позднеантичное время в связи с распространением христианства, хотя именно Женщины способствовали его признанию. В течение раннего христианства Женщины были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее под влиянием иудаизма их участие было ограничено. Женщины не могли быть рукоположены в священники, по всей вероятности, их влияние на общину ограничивалось благотворительностью: они могли стать только диаконисами. Известную независимость от опеки мужчин принесло Женщинам отшельничество: они могли становиться монахинями и даже аббатисами. Однако замужние Женщины могли посвятить себя лишь домашнему хозяйству. В сравнении с римским временем свобода их общественных занятий оказалась сильно урезанной, хотя их правовое положение до юстиниановского времени едва ли изменилось. Постепенно под влиянием Востока распространилось воззрение о неполноценности Женщины. Это нашло своё выражение в законодательстве (например, в законе о разводе), а также в общественном мнении. Браки вновь стали заключаться только с согласия родителей невесты. В области политики себя проявили лишь немногие Женщины, например Пульхерия, сестра императора Феодосия II, его жена Евдоксия и в особенности супруга императора Юстиниана I Феодора. Хотя в целом уровень женского образования, если не принимать во внимание некоторых Женщин из высших слоёв, был крайне невысоким, однако история знает примеры жизни высокообразованных Женщин, таких, как философ Ипатия и уже упоминавшаяся Евдоксия.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|