|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Клавдиан – Колхида
Классицизм
- КЛАССИЦИЗМ
-
. Так именуются периоды и тенденции в истории искуссва, когда формы и темы античного искусства являются эететическим эталоном. Способ, степень и осознание зависимости от античных образцов весьма изменчивы и соответствуют историческим условиям, а также состоянию знаний об античной эпохе. Ещё в 4 веке до нашей эры стали обращаться к искусству 6 века до нашей эры как к греческой классике, начали выявляться классицистические тенденции. Эти тенденции продолжали сущеетвовать на протяжении всей эллинистическо-римской эпохи, однако их направленность и интенсивность были различны в разные периоды.
Характерным признаком Классицизма является в первую очередь ясность архитектоники, что придаёт произведениям сугубо академия, характер. Особое место занимал «августианский Классицизм» ранней Римской империи. В литре Классицизму соответствовал аттицизм. Классические тенденции продолжали жить и в средневековье, являлись господствующими в эпоху Возрождения и действовали в академическом искусстве Франции в 17 веке. Классицизм в узком смысле («неоклассицизм» в англоязычных культурах) — это подражающая античности фаза евроейского искусства 1760—1830. Классицизм в первую очередь означал отказ от динамического искусства барокко, которое было побеждено Классицизмом в его последней фазе (рококо). Девизом Классицизма стало требование И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, это подражание древним». Простота, чистота симметрии и глубина мысли из этого складывалась классицистическая форма. Классицизм, однако, не оставался феноменом формы, но идейно он был связан с буржуазным просвещением и французской революцией. Несмотря на то что Классицизм достаточно явственно ощущался в искусстве Италии и Англии, ведущее место во всех видах искусства заняли к 18 веку французские художники. Наряду с традиционной церковной и замковой архитектурой появлялись новые архитектурные задачи: необходимость строить шкоды, музеи, театры. Эти задачи были великолепно разрешены архитекторами-классицистами. В немецкой культуре первым чисто классицистическим произведением был Вёрлицкий замок Эрдмансдорфа, он явился образцом для подражания при строительстве большей части резиденций, прежде всего в Берлине (Гентц, Гонтард, Лангханс). Наполеоновская эпоха создала пышный классицистический стиль, идеологически восходящий к эпохе Римской империи. Французский Классицизм распространился по всей Европе и после 1815 перешёл в монументальный Классицизм эпохи Реставрации (Кленце, Шинкель). В области скульптуры Классицизм шёл от подражания античным образцам и «мраморной холодности» (Канова, Торвальдсен) к полным жизни, реалистическим образам (Шадов, Раух). У художников Классицизма линия господствовала над цветом; предпочтение отдавалось композициям на античные темы (Менгс).
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|