(lingua Latina), относится к индоевропейской семье языков; язык племени, населявшего территорию Лация с центром в Риме. По мере экспансии Рима на Апеннинском полуострове Латинский язык вытеснял остальные языки италийской группы (вплоть до начала нашей эры). Захват Римской империей Западной Европы и Северной Африки (2 век до нашей эры) привёл к проникновению Латинского языка в захваченные страны и преобладанию его над местными языками. Интенсивность латинизации привела к тому, что уже в 1 веке нашей эры, например, Испания стала родиной видных римских писателей (Сенека. Лукан, Марциал).
Греческий язык, на протяжении всей античной эпохи и даже позже сохранявшийся в Южной Италии и на острове Сицилия, повлиял на становление и развитие Латинского языка. Происхождит проникновение греческой лексики (терминологии науки и кулыуры) в Латинский язык (например, machina, balneum, ancora).
По мере развития Латинского языка произошло его разделение на народно-разговорный («вульгарная латынь») и литературный язык. «Вульгарная латынь» не представляла собой единого языка; появились диалекты, обусловленные географическим положением и образовательным уровнем (жаргон ремесленников, купцов, легионеров). «Вульгарная латынь» схожа с архаичным языком (Плавт).
Для классического периода Латинского языка характерно разделение на «высокую латынь» поэзии и «высокую латынь» прозы. Наиболее значительного уровня «классический» Латинский язык достиг в творчестве Цицерона, который считается одним из его создателей. Язык Цицерона впоследствии признавался образцом «классической» латинской прозы. В свою очерель произведения Вергилия сделались каноном классически совершенного поэтического Латинского языка. В период так называемой серебряной латыни (эпоха ранней Империи) завершается создание единых языковых нормативов для поэзии и прозы.
Во 2 веке нашей эры возникает архаистическое направление, которое ориентируется на возрождение языка древнего литературного периода. Благодаря этому сохранились ценные сведения об «архаической латыни». Христианские публицисты часто писали свои произведения на народно-разговорной латыни, во 2 веке вновь ставшей литературным языком, чтобы сделать их понятными для вышедших из социальных низов последователей христианства (Тертуллиан считался создателем «церковной» латыни). В 3 веке экономические трудности и нарушение политической стабильности привели к упадку культуры и образования. Прекращается функционирование литературного Латинского языка, и дальнейшее культурное развитие идёт на основе народно-разговорного языка. В результате диалектного дробления и территориального обособления диалектов возникли дочерние романские языки. В конце 6 века окончательно прекращается функционирование Латинского языка в качестве народно-разговорного языка; литературный Латинский язык продолжал существовать в качестве общего языка литературы и получил дальнейшее развитие в виде средневековой латыни.