(Marcus Aurelius). Марк Аврелий Антонин (26.04.121—17.03.180), римский император с 7.03.161. Родился в сенаторской семье испанского происхождения, по желанию Адриана в 138 усыновлён своим дядей Антонином Пием, в 145 женился на его дочери Фаустине и в 146 провозглашён соправителем. В 161 вступил на престол и до 169 правил вместе со своим названым братом Л. Вером.
Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточёнными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. В 162 было подавлено восстание в Британии и шли бои с хаттами в районе германского лимеса. После войны с парфянами (162—166) Армения и Осроена оказались в зависимости от римского государства. Возвращаясь из похода, войска занесли в Империю чуму, которая свирепствовала до 189. Вторжения маркоманов и квадов в 166—167 вылились в затяжную оборонительную войну на дунайской границе. В 168—172 римские войска под командованием Марка Аврелия вытеснили германские и сарматские племена из Верхней Италии, Реции, Норика, Паннонии и Балканских провинций.
Со 172 римляне активизировали наступательные действия, но им удалось лишь на короткий срок установить контроль над частью территории современной Чехословакии и Восточной Венгрии. Эпизоды Маркоманской войны 171—175 запечатлены на барельефах 30-метровой колонны Марка Аврелия в Риме. Попытка узурпации верховной власти со стороны наместника Сирии Г. Авидия Кассия в 175 и восстание в Египте вновь обострили внутриполитическую ситуацию. В 176 Марк Аврелий провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы.
Для внутренней политики императора характерно согласие Марка Аврелия с сенатом при одновременном укреплении государственного аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях. Марк Аврелий обучался у Фронтона и Герода Аттика риторике и со 146 начал проявлять интерес к философии. Он сделался одним из наиболее выдающихся представителей поздней, эклектической Стои. Под влиянием учения Эпиктета ведущее место в его философских рассуждениях заняла этика. Он призывал бескорыстно любить ближних и заниматься нравственным совершенствованием. Счастье достигается путём познания правящего миром естественного закона и верой в его разумность. Человеческий разум божественного происхождения, и поэтому все люди равны. Поскольку Марк Аврелий требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на отведённом ему судьбой месте, он выступал в качестве апологета существующего строя. В отличие от философии древней Стои он отделял бога от природы, приближаясь к взглядам Платона. Во время войны на дунайской границе написан трактат «Наедине с собой» (греческое «Ta eis heauton»). Это сочинение долгое время пользовалось большой популярностью. Издана биография Марка Аврелия в «Historia Augusta», и имеются статуя в Античном собрании Государственных музеев в Берлине, бюст в Дрездене в Альбертинуме. Конная статуя Марка Аврелия (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооружённом Микеланджело в 1537 постаменте на Капитолийском холме.