. В Древней Греции эмпирически приобретённые медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определённую плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи медицинских знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие медицинских методов придало каждой из школ, называвшихся по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирического предмета в теоретическую науку.
Начиная с 6—5 веков до нашей эры в южноиталийском регионе находит распространение так называемое западно-греческое искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологические концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейского учения. Медицинская школа из Книда разработала в 5—4 веках до нашей эры дифференцированную общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В отличие от неё Медицинская школа из Коса (5—4 века до нашей эры), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчёркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учёт влияния окружающей среды. Появившиеся в более позднее время в связи с усилением значения теоретических учений так называемые догматические или логические врачи самостоятельной школы не образовали. В 4 веке до нашей эры они занимались в основном дальнейшей разработкой учений Медицинских школ из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различные теоретические спекуляции.
Как реакция на преувеличение роли теории догматических медиков в 3 веке до нашей эры возникла эмпирическая Медицинская школа. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретических исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявляла к фармакологии.
В 1 веке до нашей эры в Риме возникла методическая Медицинская школа, разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трём формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме около 50 до нашей эры была основана пневматическая Медицинская школа, соединившая учение догматических медиков и идеи стоиков (например, пневма — основа жизни, сердце — центральный орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 века нашей эры из ряда школ выделилось самостоятельное эклектическое направление.