Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: «О времена, о нравы!» - Омфала

     

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ

. Основополагающим фактором в формировании античных представлений об Образовании и связанном с ними содержании Образования являлась их зависимость от общественно-экономических отношений. В частности, существовало мнение, что только та деятельность достойна свободного человека, которая основывается на его духовных способностях и не служит зарабатыванию средств к существованию. Физическая же работа считалась презренным занятием. Следует отметить что римские взгляды на Образование испытывали сильное влияние греческих концепций, хотя нередко и различались с ними.

Греция. Идеал образованности греческой архаики, нашедший своё отображение в эпических произведениях Гомера, являл собой благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон», наставник многих героев. Герой Гомера в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Кроме того, как показывает обучение Ахилла искусству врачевания, он должен был знать и уметь всё, что, по мнению древних, имело сколь-нибудь существенное значение в мире благородной героики. Цель такого Образования сводилась к формуле «быть всегда лучшим и превосходить остальных», то есть достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти продолжать жить в человеческой памяти.

В исторические времена этот идеал продолжал культивироваться в Спарте, особенно в 7—5 веках до нашей эры, где получение одностороннего военного Образования представляло собой цель находившегося под строгим государственным надзором милитаризованного воспитания в духе служения правящей аристократической элите. Музыкальное Образование было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явились культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал Образования нашёл в 6—5 веках до нашей эры своё дальнейшее развитие в форме музыкально-гимнастического Образования. Обучение гимнастике (спорту), музыке, танцам, письму и чтению (чтению поэтических произведений в качестве приложения) служило гармоничному духовному, физическому, эстетическому и нравственному Образованию, целью которого являлось физическое и духовное совершенство, право на обладание которым оставляла за собой афинская аристократия.

Связанное с софистикой просветительское движение 5—4 веков до нашей эры принесло в широкие слои населения сознание необходимости в интеллектуальном Образовании. Софисты, представлявшие собой странствующих преподавателей, обучали людей всем языковым и социологическим наукам, прежде всего грамматике, риторике и диалектике, а также математическим дисциплинам (в частности, Гиппий из Элиды). Это привело к возникновению в Греции в 4 веке до нашей эры нового качественного уровня обучения, которое базировалось на элементарном обучении и имело целью более высокую степень общего Образования (enkyklios paideia), включавшего в себя, помимо грамматики и риторики, также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки.

Следующий качественный этап Образования был связан с изучением философии (Платон) и риторики (Исократ). Наконец, Аристотелем была сформулирована задача обучения: сообщение фундаментальных неспециальных знаний из различных областей и выработка способности суждения. Таким образом, была создана стройная система Образования, которая сохранила своё значение не только до конца античного периода, но и в своих основополагающих чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного обучения сообщаются навыки чтения, письма и счёта; наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая стадия образовательного обучения (в эллинистические времена в так называемых гимнасиях, то есть публичных учебных заведениях с твёрдым учебным распорядком), которая включает в себя в первую очередь изучение языковых дисциплин и литературы (грамматика, риторика), а также математики; обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Далее в качестве высшей стадии Образования следует специальное обучение, которое в античности, правда, не фигурировало как обучение с целью освоения какой-либо определённой профессии в нашем современном понимании, а рассматривалось в самом широком смысле как завершение и кульминация всего учебного процесса. Соответственно этому конечной целью обучения в античности являлись философия и риторика. Право давать людям разностороннее Образование оспаривали между собой как философы, так и риторы. Начиная со времён Платона и Исократа обе школы постоянно соперничали между собой за первенство в области Образования. На практике Образование, как правило, начинали у ритора, продолжая его затем у философа, причём в Греции на передний план ставилось изучение философии, а в Риме риторики.

Рим. Римским идеалом считался крестьянин-воин, служащий в мирные времена общему делу (res publica) как земледелец и скотовод, а в период войны как воин. Что должен был знать и уметь римлянин периода поздней Республики, кроме способности читать, писать и считать, показывает сочинение «Книги, посвящённые сыну» (“Libri ad filium”), написанное Катоном Старшим в начале 2 века до нашей эры в качестве учебника для своего сына. В нём освещаются 4 предмета — сельское хозяйство, врачевание, красноречие и военное искусство и даются относительно каждого из них советы и практические рекомендации, как поступать в том или ином случае.

Со 2 века до нашей эры всё большее значение приобретает в Риме греческая образовательная система. Окончательное её утверждение в римском мире, правда с характерными римскими особенностями, произошло в 1 веке до нашей эры. Математические дисциплины отошли в обучении на второй план, уступив своё место юридическим наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с преподаванием римской истории, состоявшем главным образом в сообщении исторических примеров (exempla) достойного поведения предков (mores maiorum). Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо ник часто проводилось практическое обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики. На завершающем этапе Образования устраивались образовательные поездки в Афины и другие греческие культурные центры, где знатные молодые римляне получали уроки философии. Заслуга в гармоничном соединении греческого и национального римского Образования принадлежит Цицерону. В произведении «Об ораторе» (“De oratore”) им показан идеал римского оратора и политического деятеля, который на основании всеобъемлющего и всестороннего Образования органически соединяет в себе философский ум с практической политической деятельностью на благо общества.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru