|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: «О времена, о нравы!» - Омфала
Овидий
- ОВИДИЙ
-
Назон Публий (лат. Ovidius Naso, P.) (родился 20.03.43 до нашей эры в Сульмоне (Средняя Италия), умер около 18 нашей эры в ссылке, в городе Томы (ныне Констанца) на Чёрном море), римский поэт. Происходил из сословия всадников. После непродолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже первое его произведение, 3 книги “Amores” («Любовные элегии»), сделало его знаменитым. «Героиды» («Героини») представляют собой написанные элегическим дистихом любовные письма от лица мифологических героинь. В “Ars amatoria” или “Ars amandi” («Наука любви»), Овидий наставляет юношей, как найти и удержать возлюбленную: третья книга содержит наставления для девушек. “Remedia amoris” («Средства от любви») учит, как освободиться от тягостной любви.
Главные труды Овидия «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Календарь»). В 15 книгах «Метаморфоз» Овидий последовательно излагает около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев, начиная с возникновения мира из Хаоса и кончая апофеозом Цезаря. Версии мифов, содержащиеся в гекзаметрическом эпосе Овидия, оказали сильное влияние на литературу и искусство. «Фасты» описывают элегическим размером праздники и обряды римлян; Овидий поддерживает, таким образом, политику Августа в области религии. Предполагалось посвятить по книге каждому месяцу, но «Фасты» дописаны лишь до шестой книги (то есть до июня).
В ссылке (с 8 нашей эры) Овидий написал 4 книг «Скорбных элегий» (“Tristia”) до 12 нашей эры, в 13—16 нашей эры — 4 книги «Посланий с Понта» (то есть с Чёрного моря). В обоих сборниках элегий Овидий, изнеженный столичный житель, оплакивает свою суровую судьбу на чужбине, в пограничной провинции, открытой нападениям варваров, умоляет о милосердии и смягчении его участи, оправдывает свою поэзию и описывает прежнее счастье. В состоящей из проклятий поэме «Ибис» Овидий нападает на некоего неназванного римского врага. Остались неоконченными «Галиевтика», дидактическая поэма о рыбе и рыбной ловле, и “De medicamine faciei” («Об уходе за лицом»). Другие сочинения, например, прославленная в античности трагедия «Медея», не дошли до нас. Присущие Овидию способность к тонким психологическим наблюдениям, блестящий талант рассказчика, изящество, риторическое искусство в изображении, совершенное владение формой часто вступают в противоречие с незначительностью содержания. Его легкомысленные воззрения на любовь противоречили стремлению императора Августа бороться с упадком нравов, поэтому, вероятно, любовные стихи Овидия послужили причиной его ссылки. Овидий наряду с Вергилием — один из римских поэтов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие поэзии. При жизни он был почитаемым поэтом, и славу его не уменьшило даже изъятие его книг из публичных библиотек после его ссылки. В Римском империи Овидия многие читали и многие ему подражали. В средние века он считался вторым поэтом после Вергилия. Плануд перевёл на греческий язык среди прочего «Метаморфозы». Данте поставил Овидия рядом с Гомером, Горацием, Луканом.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|