Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Рабан Мавр – Рея Сильвия

     

Рабы

РАБЫ

(латинское servus — раб, собственное значение — пастух). Греческие синоним dulos означает то же самое — человек, которым собственник мог распоряжаться как вещью, мог даже его убить. Греческое определение tetrapoda, andropoda — четвероногое, человеконогое — даёт понятие о принципе подсчёта военной добычи, с которой можно было поступить по своему усмотрению. Рабов можно было кастрировать, отдать внаём в публичный дом, заставить выступать в качестве гладиаторов, бросить на растерзание диким зверям. К концу античного рабства произвол постепенно смягчался, но полностью так и не прекратился. По определению Аристотеля, Рабы были одушевлённым орудием — empsychon organon, по Теренцию Варрону, они принадлежали к одному из трёх видов орудий труда: 1) instrumentum mutum — немое орудие; 2) instrumentum semivocale — орудие, способное издавать звуки, то есть животное; 3) instrumentum vocale —орудие, умеющее говорить, то есть человек.

Внешне бедняков практически нельзя было отличить от Рабов. Наряду с людьми, юридически принадлежавшими к классу Рабов, были ещё и люди промежуточных статусов, отличие которых от Рабов чётко не установлено. Нередким явлением было то, что Раб сам мог являться владельцем других Рабов. Рабы были основной рабочей силой, товаром, предметом потребления и объектом торговли в рабовладельческом обществе. В античном мире на плечи Рабов стремились перенести самую тяжёлую и грязную работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения (например, Фракиец), либо по имени хозяина (например, Marcipor — парень Марка). Тем не менее Рабы не являлись безвольными орудиями труда, так как в сельском хозяйстве, работе по дому и в производстве они должны были владеть известными навыками и самостоятельно принимать решения. Лишь в исключительных случаях Рабы становились чисто механическими исполнителями. Сохранились изображения крайне убогой жизни Рабов. В то же время Рабы имели семью, небольшое личное имущество, у них были праздники, свободные дни. Порабощение же всегда оставалось актом голого насилия — будь то на войне, в результате похищения людей или же рабства за долги. Последнее вызвало социальный протест сограждан — уже в 594 по сисахфии (seisachtheia) Солона была проведена отмена долгов, впервые ограничено рабство.

В 6 веке до нашей эры наблюдается повсеместный расцвет греческих полисов и колоний. Простые граждане становились предпринимателями, возникало множество новых рабочих мест, которые следовало заполнять рабами. Это требовало постоянного и всё усиливающегося притока Рабов из других стран. Особенно это было наглядно там, где начали действовать мануфактуры (20—50 Рабов), отдельные крупные предприятия (100—150 Рабов), а также рудники со вспомогательными предприятиями по переработке руды, на которых трудились по 300—600, а то и по 1000 Рабов. В период расцвета в Афинах (около 430 до нашей эры) впервые возникли представления о так называемом благосклонном отношении к Рабам. Речь шла о многочисленных Рабах-ремесленниках, зависимость которых от хозяина сводилась к обязанности выплачивать ему некую твёрдо установленную ренту. Однако это не распространялось на Рабов, занятых в сельском хозяйстве и на рудничных работах. В 413 до нашей эры во время Пелопоннесской войны произошёл массовый побег 20 тысяч афинских Рабов к спартанцам, что явилось свидетельством кризиса рабовладельческого государства. В том же году 7 тысяч свободных афинских граждан попали в плен к сиракузянам, где им пришлось в качестве Рабов трудиться в каменоломнях до самой смерти. Существование полиса и каждого его политически активного гражданина было возможно лишь благодаря труду Рабов, освобождавшему граждан от работы. Количество Рабов, незначительное к 404 до нашей эры, стало стремительно увеличиваться, и лишь битва при Херонее в 338 до нашей эры, означавшая конец греческой свободы, вызвала новое резкое сокращение использования рабского труда в Греции.

Хозяйственные и производственные центры переместились на завоёванные Александром Македонским и его преемниками территории. Великая Греция переживала значительный подъём. С этими изменениями связана и переоценка представлений о Рабах. Ещё Еврипид и Алкидамант в начале 5 века до нашей эры отрицательно отвечали на вопрос о том, оправданно ли в принципе обращение человека в рабство. Они отстаивали право всех людей на свободу. В то же время теоретики государства осознавали зависимость его структуры от труда Рабов и на вопрос о необходимости рабства отвечали менее прямолинейно. Платон признавал, что несчастья Рабов вызваны не естественными причинами, а исключительно человеческим произволом. Однако он отрицал вину общества перед Рабами, возлагая всю ответственность на личную судьбу человека (эту вину можно искупить освобождением от рабства). Платон выступал против порабощения одних греков другими.

Напротив, Аристотель полагал, что существуют люди, самой природой предназначенные быть Рабами и больше ни на что не годные. Этих взглядов придерживалось и большинство последующих мыслителей. Стоики считали, что от Рабов можно неограниченно требовать работы — как правило, физической, а в некоторых случаях и умственной. Перемещение политических и экономических центров античного мира из Афин на Восток и Запад в 3 веке до нашей эры вызвало на Западе увеличение числа Рабов (районы карфагенского, этрусского, сицилийского влияния). На Востоке, в Египте и Передней Азии, где издавна существовали многочисленные формы зависимости, они были лишь слегка модифицированы; в основном сохранились традиционные формы принудительного труда в сельском хозяйстве. Торговля рабами с Западом осуществлялась через греческие рынки (Делос, Родос). Во времена Римской республики, ставшей наследницей этих территорий, рабство получило дальнейшее развитие и приобрело небывалый размах — как на рудниках (в Испании с 238 до нашей эры трудились карфагеняне, с 202 до нашей эры — римляне), так и в сельскохозяйственных районах. Однако после первых восстаний Рабов во время войны с Ганнибалом, после крупных выступлений Рабов на Сицилии (136 до нашей эры) под руководством Эвна и в Пергамском царстве (133 до нашей эры) во главе с Аристоником стало ясно, что система массового рабства переживает кризис. О том, как тяжёл был гнёт, испытываемый Рабами около 150 до нашей эры, свидетельствует максима Катона Старшего: рабам ничего не следует знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до самой смерти. Терракотовые статуэтки того времени свидетельствуют об этом.

В 1 веке до нашей эры крупные предприниматели пришли к выводу, что гораздо выгоднее содержать группы Рабов, специально обученных выполнению конкретных задач, и рационально их использовать. Примером может служить группа в 500 рабов М. Лициния Красса, которая занималась исключительно разрушением зданий. При императоре Августе положение изменилось. Пиратство было практически подавлено, приток военнопленных по-прежнему сохранялся высоким, однако рынок Рабов начал пустеть. Труд Рабов сохранялся в керамическом производстве и стеклодувном деле, а также на некоторых рудниках (здесь, а также в каменоломнях работали преступники, наказанные лишением свободы) и на производстве киновари. В 1 веке нашей эры безграничное право распоряжаться Рабами стало сходить на нет.

Христианство и другие религиозные общины (поклонники Митры, почитатели Исиды, манихеи, иудеи), признав за Рабами религиозное равноправие, не осуждали рабство как таковое. Лишь Маконский собор в 583 запретил продажу язычникам Рабов-христиан. Исключительное положение занимала группа Рабов крупнейшего рабовладельца римского императора. Своих Рабов он назначал на различные управленческие должности, вплоть до весьма высоких (латинское servus Augusti nostri — раб нашего государя). Как правило, такие Рабы становились вольноотпущенниками.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru