|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Рабан Мавр – Рея Сильвия
Раннехристианское искусство
- РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
-
. Изначально служило целям христианской религии, в дальнейшем самобытное искусство первых столетий существования христианства, особенно с момента его государственного признания Константином в 313 нашей эры и до образования византийского стиля в 6 веке. Центрами Раннехристианского искусства наряду с Римом, который после раздела Империи в 395 и в особенности после упадка Западной Римской империи в 476 утратил значение, являлись Милан, Равенна (с 404 резиденция западно-римского императора), позднее Константинополь (с 395 столица Восточной Римской империи). Раннехристианское искусство было тесно связано с развитием искусства в среднюю и позднюю Императорскую эпоху. С Раннехристианского искусства начался процесс преобразования художественного метода античного искусства в способ выражения застывших, абстрактных форм и символов, связанных с усиливающейся дематериализацией восприятия мира.
Первые художественные произведения Раннехристианского искусства были примитивными и тесно связанными с языческим искусством. На этой стадии преобладали символизация в изображении людей и животных (например, адоранты), а также христианская аллегоризация известных и привычных тем (например, изображений пастухов). Принятие христианской идеологии в качестве государственной повлекло за собой резкое повышение роли искусства в прославлении государства и поддержании его престижа. В архитектуре наряду с базиликами (базилика Петра в Риме, Сант Аноллинаре в Равенне) стали преобладать строения в виде часовен для крещения или церквей (Санта Констанца в Риме, ортодоксальный баптистерий и церковь Сан Витале в Равенне). Оба типа архитектурных строений нашли наиболее яркое воплощение в храме святой Софии в Константинополе (532—537). Скульптуры, среди которых выделялась колоссальная статуя работы Барлетты, значительно уступали достижениям искусства рельефа (саркофаг Юниуса Бассуса, шкатулка из слоновой кости из Брешии, кафедра Максимиана в Равенне). Наряду с настенной живописью (катакомбные фрески в Риме) большое значение приобрела мозаичная живопись (Санта Констанца в Риме, храм святого Георгия в Фессалониках, Сант Аполлинаре и Сан Витале в Равенне). Высоким художественным исполнением отличались ремесленные изделия: работы по металлу (стрелок работы Феодосия), изделия из слоновой кости (консульские диптихи) и благородных металлов (камеи Гонория), роспись по стеклу. Раннехристианское искусство играло существенную роль в византийском искусстве как художественное выражение раннефеодального общественного строя; оно заложило основу средневекового искусства. Разрыв Раннехристианского искусства с античным произошёл с утверждением Раннехристианского искусства в качестве государственного.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|