(от латинское religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа). В домикенское и микенское время содержание Религии определялось культом предков (роскошные гробницы) и возникшим из обожествления природы (камней, деревьев и тому подобного) фетишизмом. После так называемого дорийского переселения преобладающее положение занимают местные племенные культы персонифицированных богов, составившие основу гомеровского пантеона. Однако предпринятая Гомером и вслед за ним Гесиодом поэтическая систематизация пантеона не оказала существенного воздействия на Религию отдельных племён и общин. Общегреческое значение имели лишь святилища в Дельфах и Олимпии, которые, используя свой авторитет догреческих религиозных центров, взяли на себя и функции политического посредничества. Привилегированное положение местных культов сохранялось в племенных центрах и городах до 3 века до нашей эры. Наряду с тем возникают основанные на индивидуальном религиозном чувстве формы Религии, выражающиеся в оргиастических мистериальных культах и в почти атеистической теософии (Стоя). Боги мыслились антропоморфными. Существование в античной Религии териоморфных (зверообразных) представлений о богах надёжно не засвидетельствовано. Встречающиеся на поздней стадии греческой Религии почитание священных животных и изображение богов в образе зверей (Диониса в виде козла, Посейдона в виде коня) являются, по всей видимости, только поэтическими метафорами.
Типологически греческая Религия принадлежит к Религии жертвоприношений; даже автохтонные мистериальные культы (Деметры, Диониса и орфический), как и привнесенные восточные культы (Аттиса и Кибелы, Митры и Исиды), включают в свои обряды жертвоприношения. Безжертвенные обряды появляются лишь у гностиков, а также в христианстве и ортодоксальном иудаизме. В последних двух случаях можно говорить о конце собственно античной Религии, поскольку иудаизм и христианство приобретают международный характер и обладают возможностью международной организации.
С 4 века до нашей эры начинается процесс грецизации римской Религии путём вытеснения исконных богов (di indigetes) греческими (di novensides — боги-новоседы). Римская Религия древнейшего периода отличалась гораздо большим внутренним единством, чем греческая, так как её объектами были преимущественно обожествлённые функции, то есть персонификации природных, общественных, хозяйственных и политических процессов (Клоакина — хранительница клоак, Янус, Стеркулин — божество вносимого в почву навоза, Опс, Конс, Термин, Флора, Помона, Либер, Бонус Эвентус — благой исход, Фавн, Сильван, Лары). Почитание богов города Рима, как правило, перенималось и провинциальными городами (культы Квирина, Палатина, Верности — Fides, Аия Локуция, Монеты). Древнеиталийские домашние боги (Лары, Гении, Пенаты) и божества, воплощающие судьбу (Фебрис — богиня внезапной болезни, Либитина, Инкуб — божество успешного зачатия, Лемуры), успешно сосуществовали с перетолкованием на греческий лад традиционных римских богов (interpretation Graeca), так же как и обожествлённые добродетели, например Справедливость, Согласие, Свобода, Благочестие, Здоровье, Надежда, Победа (Aequitas, Concordia, Libertas, Pietas, Salus, Spes, Victoria). Троица Юпитер — Марс — Квирин в её постэтрусской форме Юпитер — Юнона — Минерва была отождествлена с греческой троицей богов Зевс — Гера — Афина. В подобных синкретических истолкованиях Меркурий соответствовал греческому Гермесу, Фортуна — Тихе, Венера — Афродите, Нептун — Посейдону, Вулкан — Гефесту, Сатурн — Кроносу, Марс — Аресу. Греческий пантеон был латинизирован без соблюдения характерной для Гомера и Гесиода иерархии, в которой высшими богами являлись Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Арес и Гермес; за ними следовали Гефест, Латона, Деметра, Дионис, в то время как древнейшие боги Уран, Кронос, Гея, Фемида, Океан и Титаны занимали подчинённое положение, ниже которого стояли только нимфы, нереиды, хариты, горы, эринии и музы. Культы этих богов существовали одновременно и время от времени испытывали при поддержке государства определённое возрождение. Один из примеров тому — предпринятая Августом попытка воспрепятствовать путём повышения значения древней Религии проникновению в Рим восточных оргиастических культов и гностических религий искупления (культы Исиды, Сараписа, христианство, манихейство, гносис, религии Астарты и Митры). К античной Религии принадлежит также культ императора — единств, античный культ, сохранившийся и после официального принятия христианства при Константине I и Феодосии.
В христианстве и его многочисленных течениях (ортодоксия, сирийское монофизитство, арианство) продолжали существовать многие элементы античной Религии, подобно тому как в культуре народа поздней античности широкое распространение получили обычаи и приемы древней магии и волшебства из-за неудовлетворённости народов провинций бытовавшей в Императорскую эпоху практикой создания всё новых и новых официальных культов (культы Благоденствия — Felicitas; Справедливости — Iustitia; Мира Августа, то есть государева мира,— Pax Augusta; Предусмотрительности — Providentia; обожествление Рима — Dea Roma). Теософские учения (неопифагореизм, стоицизм, гносис) оказались более жизнеспособными, чем государственный культ Юпитера, объявленный в 274 Юпитером Непобедимым Солнцем (Juppiter Sol Invictus).