Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Рабан Мавр – Рея Сильвия

     

Ренессанс

РЕНЕССАНС

(французское renaissance; итальянское rinascimento — возрождение), введённое Якобом Буркхардтом название периода в развитии культуры, особенно искусства, в Италии и других европейских странах 15—16 веков. С 13 века происходит усиление городской буржуазии за счёт резкого подъёма торговли и ремесла. Вместе с изменениями в экономике произошёл разрыв со средневековой теологией и философией, подчёркивалось земное отношение к природе и отдельной личности и открытие заново античной культуры в ренессансном гуманизме. Достижение нового идеала всесторонне развитого и деятельного человека (uomo universale), воплощение которого видели в античности, становится целью устремлений государственных деятелей, художников и учёных. Крупные заказы, дававшиеся художникам городами, дворами вельмож (например, Медичи во Флоренции) и папами, в частности Пием II (Эней Сильвий), Юлием II и Львом X, способствовали развитию ренессансного искусства. Искусству Ренессанса предшествовало Возрождение 13—14 веков (Никколо Пизано); его становление относится приблизительно к 1400 (ранний Ренессанс), около 1500 достигает расцвета (высокий Ренессанс), а после 1530 (поздний Ренессанс) приходит к маньеризму.

Влияние античного искусства проявилось в произведениях Ренессанса с различной силой в зависимости от времени и места их создания и автора. Художественное и идейное богатство Ренессанса достигло Северной Европы около 1500 и соперничало с тенденциями поздней готики, а впоследствии барокко. Основными архитектурными формами в искусстве Ренессанса являлись в соответствии с запросами феодалов и церкви храм и дворец (Альберти, Браманте, Микеланджело, Палладио). На ренессансное членение фасада с использованием коринфских полуколонн и пилястр оказало влияние изучение изданного Фра Джоконде в 1511 и многократно переводившегося и комментировавшегося труда Витрувия. Развалины античных зданий измерялись, зарисовывались и начинали реставрироваться; по ним изучали детали техники строительства стен и сводов. Многие существенные элементы архитектуры Ренессанса имеют античное происхождение: ряды колонн с архитравом или полукруглыми арками, цилиндрические своды и построенные Микеланджело купольные сооружения.

В пластике ренессансные формы впервые обнаруживаются в рельефах вторых бронзовых ворот флорентийского баптистерия, (Брунеллески, Гиберти). Образцом для многих более поздних рельефов были римские саркофаги. Статуи (например, «Давид» Донателло) и конные памятники («Гаттамелата» Донателло, «Коллеони» Верроккьо), будучи модификациями античных прототипов, отличаются тем не менее большой самостоятельностью.

Живопись (в технике фрески и масла) наряду с религиозными охотно осваивала и античные сюжеты (мифологические и исторические, например, произведения Рафаэля). Введённая Брунеллески и Мазаччо около 1420 центральная перспектива реалистически упорядочивает соотношения размеров и пропорции человеческих фигур, зданий и ландшафта. Находки римской стенной живописи (гротеск) вызвали многочисленные подражания и стилизации. Находки античных скульптур («Аполлон Бельведерский» до 1500, «Лаокоон» 1506, «Идолино» 1530) укрепили убеждение в парадигматичности античного искусства. Князья и папы, в частности Лоренцо Великолепный, Юлий II, Лев X, коллекционировали произведения античного искусства, прежде всего монеты и геммы. Изучение гемм явилось толчком к новому расцвету глиптики. Античные мотивы использовались и в других видах прикладного искусства. Для рецепции античности в эпоху Ренессанса характерна активная роль античной культуры в жизни, искусстве и науке, выражавшаяся не в подражании, а в новаторском творчестве. Таким образом, античность была явлением не только ренессансного образования, но и всей жизни периода Ренессанса. Слово «возрождение», применяемое к Ренессансу, в более широком смысле употребляется для обозначения некоторых периодов развития культуры различных общественных структур, в которых наблюдается влияние античных форм (каролингское Возрождение, Возрождение Штауфенов, македонское Возрождение в византийском искусстве).

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru