, эпизодическое, в большей или меньшей степени социально обусловленное, сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из греко-римского культурного наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собственным эстетическим, этическим, политическим и другим интересам. Его следует отличать от влияния античности, более или менее непрерывного, неосознанного заимствования хозяйственных, научных и технических достижений, а также языковых элементов (слов, выражений) более поздними культурами. К античности обращаются не ради неё самой, не ради «простого удовлетворения филологических интересов». «Даже тогда, когда мы чувствуем себя обязанными сделать что-либо для создания такого произведения, как «Антигона», мы можем это сделать только в том случае, если сделаем это произведение полезным для нас самих» (Брехт). Иными словами, современная литература, в основе которой лежит Рецепция античности, не является каким-либо отступлением от современности и эскапизмом.
Среди древних культур, оказавших существенное влияние на развитие человечества, греко-римская античность объективно занимает выдающееся место. В условиях демократических греческих полисов гуманизм был поднят на новый качественный уровень, характеризующийся новым пониманием сущности человека как творца самого себя и истории как процесса его самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования. Благодаря этим и другим отличительным чертам греко-римская античность рецепцировалась в мировой культуре как качественно, так и количественно в большей степени, чем, например, египетская; в частности, все современные виды и жанры литературы восходят к античности. Характер Рецепции античности, как и любого другого культурного наследия, в определённую эпоху обусловливается различными факторами, не в последнюю очередь — уровнем и характером исторической науки о древности в предыдущие эпохи. Рецепция античности может происходить:
1) пассивно, осознанно и выборочно; либо непосредственно, как, например, в отношении произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые позволяют получать «эстетическое наслаждение» (Маркс), даже не зная их предыстории; либо опосредованно, как, например, в отношении литературы; в роли посредника в этом случае выступает перевод, а применительно к драматургическим произведениям — инсценировка.
2) активно; через подражание, переделку или создание нового произведения на античную тему, например, подражание античной лирике на основе подстрочного перевода, переделка античного произведения («Мир» Аристофана — Гакса) или создание оригинального произведения с использованием античного материала («Омфала»; античного прототипа не существовало). Часто активная Рецепция античности представляет собой многоступенчатый процесс: античное содержание подвергается ещё большему изменению; например, Б. Брехт при написании «Кориолана» брал за первооснову одноименное произведение Шекспира, а не античные источники; его «Антигона» восходила не к «Антигоне» Софокла, а к сочинению Гёльдерлина.
Начала Рецепции античности относятся к самой античной эпохе, например, сбор произведений литературы для передачи из одного поколения в другое. Целенаправленный отбор литературных произведений касался художественной декламации эпических произведений и инсценировки драм, литературной критики, истории и теории литературы (например, какие произведения приводит Аристотель в «Поэтике» в качестве примеров, а какие нет), составления резюме (epitomai), компиляций и антологий, цитирования, заимствований, пародий и травести. При отборе произведений происходила многоступенчатая рецепция: греческий оригинал переводился на латинский язык, затем на другой язык и так далее. Наивысшей фазой Рецепции античности в византийской литературе явился так называемый Палеологовский ренессанс, в Западной Европе — раннее каролингское Возрождение, в период становления буржуазии — ранний буржуазный Ренессанс («перед светлыми образами (греческой старины) исчезли средневековые призраки» (Энгельс)); в этот период возникают новые, антирелигиозные представления о мире и человеке с учётом античных воззрений.
В эпоху Просвещения античный материализм, в первую очередь атомистика, оказал в условиях борьбы буржуазии за духовное раскрепощение от оков феодальной идеологии огромное воздействие на развитие философии и науки. Во время Французской революции представители буржуазии восприняли античные исторические иллюзии, чтобы «в своей страсти быть на высоте великой исторической трагедии» (Маркс). Немецкая классика обратилась к прогрессивным элементам античной концепции человека, в первую очередь к возникшему в 5 веке до нашей эры идеалу гармонического сочетания свободной, творческой деятельности человека как независимой личности со служением общему делу. В 20 веке позднебуржуазная Рецепция античности частично затронула те стороны античной культуры, которые были связаны с мистическими представлениями, культивированием инстинктивных страстей; фашизм заимствовал в первую очередь античную воинственность.
Прогрессивная буржуазная и социалистическая Рецепция античности обращается к антивоенным и другим созвучным нам чертам античной культуры. Примером плодотворной Рецепции античности в духе марксистского учения о культурном наследии может служить развитие сценического искусства в ГДР начиная с 1945, в первую очередь пьеса драматурга Такса «Мир» (1962). В период величайших человеческих потрясений, вызванных войной, и безудержной гонки вооружений Гакс обращается к размышлениям Аристофана о том, что мир можно завоевать, лишь объединив усилия тех, кому он насущно необходим. Из других произведений авторов ГДР следует отметить пьесы Г. Мюллера «Филоктет» (1965) и «Античные открытия» (Шверин, 1982). Рецепция античности заметна в лирическом и эпическом творчестве немецких поэтов (Бехер, Маурер, Арендт, Фюман). С различной степенью интенсивности Рецепция античности проявляется, например, в Сенегале; поэт и президент этой страны Сенгор стремился объединить элементы античной культуры и негритюда.
Важную роль в Рецепции античности в средние века сыграли арабы, занимавшиеся изучением и развитием античной философии, поэтики, естественных наук и медицины. В немалой степени благодаря им с античной культурой познакомились другие народы. Важной представляется преемственность прогрессивных традиций в Рецепции античности, например, в отношении творчества Аристофана — от противника абсолютизма И. Г. Шлоссера и демократа Л. Зегера (оба являлись переводчиками Аристофана) к буржуазным гуманистам 20 века Фейхтвангеру и Кортнеру (творчески переработавшим произведения Аристофана) и социалистическим авторам, таким, как Гакс.
При Рецепции античности возникали, естественно, и недоразумения; например, в 18 веке возникший тогда свободный ритм в стихосложении ошибочно возводили к Пиндару. Также и «открытие» оперы связано с заблуждением: с её помощью предполагали оживить античную трагедию.